Как самозанятые предприниматели могут официально подтвердить качество своих
293
19.03.2018

Как самозанятые предприниматели могут официально подтвердить качество своих

Закон не позволяет самозанятым предпринимателям производить товары на дому. Однако рынок сертификации растет в том числе за счет домашних бизнесов.
Получение деклараций соответствия и добровольных сертификатов — все более заметная для малого бизнеса проблема, потому что число небольших производств продуктов активно растет. Становится, например, все больше мини–производств косметики. А также кондитерских, кулинарий, которые производят еду для определенной аудитории — веганскую, сыроедческую, халяльную. Однако предприниматели рассказывают, что возможности законодательства не соответствуют реальности. Выходит, что рынку такие компании все–таки нужны: их продукты пользуются спросом, заполняют пустые ниши и вырастают в крупные фирмы. Но при этом возможностей для легальной работы домашнего производства еды в России нет: критерии СанПиН не может выдержать ни одна квартира, даже если качество еды в итоге подтверждается в лаборатории.
Попасть на полку
Способов официально подтвердить качество своих продуктов у малых фирм немного, это декларирование соответствия, обязательная или добровольная сертификация. Но обязательной сертификации подлежат не все продукты, а у домашних производств вообще нет возможности привести производство в соответствие СанПиН. "Сейчас большинство фирм выдают сертификаты без заключений лабораторий, хотя это незаконно, — рассказывает предпринимательница, которая производит дома готовые блюда. — Потому что, по сути, декларации ничего не гарантируют: то, что ты сдаешь в лабораторию, может отличаться от того, что продаешь. Декларации просто покупают".

Более затратный способ подтвердить качество — добровольная сертификация. "Ориентироваться в ней крайне сложно, — рассуждает Алексей Ржанковский, гендиректор ООО "ЕвроЭкспертСтандарт". — Систему мало контролирует государство (реестров выданных документов нет, как и должного контроля проверяющих), что порождает безнаказанность и хождение по рынку множества поддельных сертификатов. А для клиента процесс за последние годы усложнился и подорожал, потому что лабораторий, аккредитованных в системе ГОСТ, все меньше".

Кого выбирать
Главная сложность для бизнеса в добровольной сертификации — выбор надежной компании, которая выдаст сертификат. Потому что хотя и у деклараций, и у сертификатов есть определенный срок действия, магазины часто считают недействительными документы, которые организация выдала, а потом, например, закрылась. Эксперты уверены, что документ действует до конца срока, даже если фирмы, выдавшей его, больше нет. В законе это прямо не прописано, но Алексей Ржанковский советует сослаться на ст. 25 ФЗ "О техническом регулировании". В ней указано, что срок действия сертификата определяет техрегламент и никаких условий, предусматривающих недействительность сертификата в связи с отзывом аттестата у выдавшей его компании, нет. "Но часто во избежание остановки действия аттестата органы по сертификации сами отменяют сертификаты, нарушения в которых выявила Росаккредитация", — добавляет Алексей Ржанковский. Сложившуюся ситуацию он считает очередным пробелом в законодательстве.

Всеволод Погодин, основатель системы сертификации "ЕАС Аудит", добавляет, что компания по сертификации должна быть включена в реестр Росаккредитации (для продукции) или реестр Росстандарта (для услуг). Проверить это можно на сайтах ведомств. "Искать компанию можно в Интернете, но есть смысл почитать отзывы ее клиентов. Единого реестра добровольных сертификатов нет, нужно направлять запрос в фирму, которая выдала документ, — разъясняет Всеволод Погодин. — Но он оформляется на бланке гособразца с номером, кодами продукции, водяными знаками". Так что распознать подделку опытному человеку не сложнее, чем определить фальшивую купюру.

Источник: Деловой Петербург, 15 марта 2018