Регистрация товарного знака
10.01.2025

Регистрация товарного знака

Регистрировать товарный знак (далее – ТЗ) нужно, чтобы выделять товар или услуги конкретной компании, отличать их от продукции или услуг других брендов. Регистрируют ТЗ в установленном законодательством порядке для получения права интеллектуальной собственности на фирменное обозначение. В России регистрацию ТЗ осуществляет Роспатент.

Что такое товарный знак

Товарный знак (торговая марка) – это уникальное обозначение, которое используется для индивидуализации товаров, услуг конкретных производителей (поставщиков). Это могут быть:

  • слово (например, название компании);
  • буквы, цифры;
  • слоган;
  • логотип;
  • рисунок, трехмерное изображение;
  • звук (например, мелодия);
  • цвет или цветовое сочетание;
  • комбинация этих элементов. 

Словесные ТЗ имеют более широкую сферу правовой охраны, поскольку их можно представить в различных вариантах написания и шрифтов. Изобразительные же знаки, будучи более индивидуальными, защищаются в строгом соответствии с изображением, указанным в свидетельстве. Любые изменения элементов рисунка могут привести к потере правовой охраны такого ТЗ.

Порядок регистрационных процедур регулирует ГК РФ. Регистрировать в качестве ТЗ можно практически все, что способно отличить продукцию или услуги от товаров (услуг) компаний-конкурентов. После госрегистрации в Роспатенте правообладатель получает официальный документ – свидетельство о регистрации ТЗ. Свидетельство подтверждает, что именно заявленное в нем лицо – единственный обладатель прав на ТЗ.

Использование ТЗ без согласия правообладателя – нарушение закона, которое может повлечь административную ответственность, привести к штрафам, судебным разбирательствам.

Преимущества регистрации товарного знака

Зарегистрированный ТЗ предоставляет много преимуществ для бизнеса:

  • получение эксклюзивного права на использование ТЗ – никто другой не сможет использовать его без разрешения владельца;
  • возможность защитить бренд от подделок, недобросовестной конкуренции;
  • финансовая выгода – ТЗ становится ценным активом компании, который можно продать, передать по лицензии или использовать в качестве залога;
  • доверие потребителей, привлечение инвесторов;
  • престиж, возможность расширения бизнеса;
  • прочие конкурентные преимущества. 

Зарегистрированное фирменное обозначение не только идентифицирует продукт или компанию, но и активно участвует в маркетинговых процессах, используется в рекламных целях для продвижения бизнеса.

Кто может регистрировать товарный знак

До недавнего времени право регистрировать ТЗ было ограничено. Зарегистрировать фирменное обозначение могли только организации-юридические лица и ИП. В 2023 году вступил в действие Федеральный закон № 193-ФЗ. С этого момента ситуация изменилась – теперь физ. лица, включая самозанятых граждан, получили возможность подавать заявки на регистрацию ТЗ. Это означает, что самозанятые, как и другие субъекты предпринимательской деятельности, могут защитить свой бренд, отстаивать права в суде, создавая, тем самым равные условия для ведения бизнеса на рынке.

Для гос. регистрации торговой марки требуется проведение комплексной экспертизы на предмет ее уникальности, соответствия законодательным нормам. 

В положениях ГК РФ указано, что зарегистрировать в качестве бренда нельзя обозначения:

  • которые не выделяют товар на фоне других (не имеют отличительных особенностей);
  • являются общепризнанными терминами и определениями;
  • повсеместно используются как обозначения отдельных видов товаров;
  • являются ложными или вводят потребителей в заблуждение относительно происхождения товара или производителя;
  • сходные с уже существующими торговыми марками до степени смешения.
  • противоречащие общепринятым нормам морали и этики, наносящие вред обществу.

Разрабатывая бренд, нельзя использовать государственные символы, включать описание продукта, его свойства. Запрещается использовать чужие картинки, цитаты, творческие произведения без разрешения их автора.

После прохождения всех этапов процедуры с удовлетворительными результатами (при отсутствии противоречий законодательным нормам) заявителю выдается свидетельство, подтверждающее правовую охрану зарегистрированного обозначения. В статье 1483 ГК РФ содержится список причин отказа в регистрации бренда.

Узнать подробнее про документ

Процесс подготовки к процедуре 

Перед прохождением регистрационных процедур нужно определить класс МКТУ на продукт, в отношении которого регистрируется торговая марка. Классификация по МКТУ определяет, в каких сферах деятельности можно использовать свой бренд – оказывать услуги, продавать товары.

Выбирается класс МКТУ до подачи заявки в Роспатент. После того, как заявка будет зарегистрирована, внесение изменений в перечень классов, указанных в ней, не допускается. При необходимости расширения списка классов заявителю придется подать новую заявку и снова оплатить госпошлину.

Чтобы подать заявку в Роспатент, важно заполнить ее правильно, указав всю информацию, а также собрать необходимую документацию:

  1. Сведения о заявителе – регистрационные данные (ИНН, ОГРН), название организации или данные физ. лица, документы, подтверждающие личность или регистрацию (выписки из ЕГРЮЛ / ЕГРИП).
  2. Нотариально заверенная доверенность, подтверждающая полномочия заявителя (если заявление направляет представитель).
  3. Описание регистрируемого ТЗ (четкие и качественные изображения в различных форматах, текстовое описание элементов обозначения, включая цвета, шрифты, графические элементы).
  4. Перечень товаров или услуг, на которые регистрируется фирменный знак.
  5. Квитанция или иной документ, подтверждающий оплату госпошлины за подачу заявления и экспертизу.

Список документации может быть дополнен, поэтому формируется во время консультации.

На выпускаемый товар у производителя должны быть в наличии разрешительные документы, а если продукция не подлежит оценке, то подтверждающее данный факт отказное письмо. Оформление добровольных сертификатов дополнительно подтвердит качество, повысит лояльность к бренду, конкурентоспособность, узнаваемость.

Для некоторых видов продукции обязательна маркировка в системе «Честный Знак».

Прежде чем зарегистрировать фирменное обозначение, нужно проверить его на отличительность и эксклюзивность. Цель экспертизы – убедиться, что новый бренд не будет вводить в заблуждение покупателей, не имеет схожести с уже известными товарами, не нарушит права других владельцев ТЗ.

Если результаты экспертизы показали, что обозначение оригинальное и не совпадает с уже зарегистрированными, рекомендуется сразу подавать заявку в Роспатент. Ситуация может внезапно измениться – кто первый подал заявку, тот имеет преимущественное право зарегистрировать ТЗ.

Способы регистрации и получения свидетельства на товарный знак

Оформление свидетельства на ТЗ – пошаговая процедура, которая включает следующие действия:

  1. Создается уникальный визуальный образ компании или продукции, отражающий специфику, ценности.
  2. Услуге или продукту присваивается МКТУ. 
  3. Заявитель оплачивает госпошлину за экспертизы (формальную и по существу).
  4. Заявитель направляет в Роспатент заявку с пакетом документации.
  5. Выполняется формальная экспертиза, направленная на оценку соответствия представленных данных установленным законодательным нормам, а также на проверку полноты, правильности оформления заявки, документации.
  6. Проводится экспертиза по существу, направленная на всестороннюю проверку представленного обозначения для установления его отличительных признаков, исключения риска смешения с ранее зарегистрированными брендами.
  7. Если экспертные проверки подтвердят уникальность ТЗ, заявитель получает свидетельство, официально подтверждающее исключительные права. Сведения о свидетельстве отражаются в реестре Роспатента.

Исключительное право на ТЗ действует десять лет с момента госрегистрации. По истечении этого срока правообладатель вправе продлить срок действия свидетельства на следующий десятилетний период. Процедура может повторяться неограниченное количество раз. Однако за каждое продление срока нужно платить госпошлину.

Для информации: в России существует альтернативная процедура защиты прав – депонирование, которое позволяет авторам зафиксировать дату создания произведения, подтвердить авторство. 

Депонирование может быть полезным при возникновении споров о правах на произведение (результат интеллектуального труда), поскольку служит весомым доказательством. Депонирование не является полноценной регистрацией авторского права, но служит дополнительным механизмом защиты интеллектуальной собственности, доказательством авторства при возникновении споров. Однако самый надежный способ защитить права – зарегистрировать ТЗ.

Сколько времени занимает регистрация товарного знака

Первичная проверка заявки занимает до 7 дней. Полный цикл регистрации ТЗ, включая экспертизу и внесение в реестр, длиться от 6 месяцев до 18 месяцев. 

Чтобы зарегистрировать ТЗ, нужно разбираться в некоторых юридических тонкостях, иметь знания в сфере защиты интеллектуальной собственности. Если оформлять свидетельство самостоятельно, будьте готовы потратить время на изучение тонкостей процедуры. Однако, это не гарантирует отсутствие ошибок, приводящих к отказу в выдаче.

Допустить ошибки можно на любом этапе регистрации, однако, не всегда можно их исправить быстро и собственными силами. К распространенным причинам отказа в выдаче свидетельства на ТЗ относятся неправильный подбор МКТУ, поиск не по поданным заявлениям, а по действующим ТЗ.

Обращайтесь в центр «EAC AUDIT». Мы гарантируем, что все формальности будут соблюдены, а права защищены. Поможем предотвратить ошибки, потери времени.

Стоимость услуг экспертов рассчитывается во время консультации, т.к. зависит от расходов на подготовку документации, размеров госпошлин за каждый этап процедуры, объемов работы (проверок). Сумма госпошлины зависит от количества выбранных МКТУ (чем больше регистрируемых классов продукции, тем выше стоимость госпошлины за экспертизы).

Эксперты центра «EAC AUDIT проведут анализ бренда, чтобы выявить потенциальные конфликты с существующими ТЗ. Предоставим рекомендации по доработке обозначения, чтобы обеспечить его максимальную уникальность и правовую защиту. Дополнительно поможем открыть ИП, ООО, выйти на маркетплейсы. Сопровождаем с момента создания личного кабинета до первой поставки продукции. 

Консультируем бесплатно, подавайте заявки.

 

С этой статьей также читают

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

Пильникова Виктория Константиновна
г. Екатеринбург
Написано 72 статей
Телефон: +78003020337