ИСМ
08.09.2017

Интегрированные системы менеджмента

Интегрированная система менеджмента (сокращенно – ИСМ) состоит сразу из нескольких самостоятельных систем менеджмента. Охватывает сразу несколько процессов (сфер деятельности) предприятия.

ИСМ должна отвечать требованиям и рекомендациям по стандартам:

  • ИСО 9001;
  • ИСО 14001 (экоменеджмент – СЭМ)
  • охрана труда ГОСТ OHSAS 18001 (с апреля 2021 года вводится в действие ГОСТ Р ИСО 45001-2020);
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 (инфобезопаность);
  • и иным.

Следует отметить, что интегрированная система не ограничиваться лишь наиболее востребованными СМК (в частности, согласно ИСО 9001, 14001 и 18001), она может быть построена на СМК, внедряемых по отдельным направлениям деятельности (например, на производстве мед.изделий может применяться  ИСО 9001, 14001 и 18001 и ISO 13485-2017 и иные).

Для чего применяется интегрированная система менеджмента?

Преимуществами внедрения сразу нескольких стандартов ИСО по интегрированной системе менеджмента качества являются:

  • устранение проблем, которые могут возникнуть при параллельном применении сразу нескольких СМК (исключается дублирование функций / полномочий);
  • сокращение ресурсов для контроля порядка функционирования нескольких СМК, облегчение деятельности аудиторов и ответственных лиц за мониторинг рисков;
  • разработка СМК с учетом специфики деятельности предприятия и поставленных целей, именно поэтому интегрированные системы подходят для любых компаний, независимо от сферы их деятельности;
  • снижение производственных затрат (в частности, за счет оптимизации производства, уменьшении количества брака/отходов, повышения безопасности производственных процессов);
  • обеспечение своевременного и всестороннего мониторинга для анализа рисков;
  • создание репутации надежного производителя/исполнителя;
  • обеспечение лояльности контролирующих органов в процессе проведения проверок (плановых и внеплановых);
  • получение преимуществ в конкурентной борьбе – при участии в тендерах, взаимодействии с новыми партнерами, получении инвестиций и прочее;

Как внедрить ИСМ?

Первоначально необходимо провести анализ процессов производства на предприятии, а также существующих связей между отдельными этапами. Определяется объем документации, которую необходимо разработать.

После этого необходимо исключить процессы, которые могут дублировать друг друга и обеспечить их последовательное построение. По итогам внедрения проводится мониторинг и проверка функционирования отдельных этапов. Полученные данные обобщаются и, при необходимости – вносятся корректировки.

На окончательном этапе проводится аудит.

Также для функционирования ИСМ необходимо проводить регулярные мониторинг и контроль – для этого на предприятии назначаются ответственные лица (внутренние аудиторы).

Модель ИСМ

В зависимости от функционирования компании существует две модели СМК:

  • адаптивная – одна система принимается за базовую (к примеру, СМК ИСО 9001), а остальные подсистемы выстраиваются постепенно, через определенный промежуток времени, что подходит компаниям, в которых уде используется какая-либо СМК;
  • интегрированная (классическая) – подходит тем фирмам, которые ранее не внедряли / не использовали принципы СМК согласно стандартам ИСО.

Процесс построение и внедрения ИСМ основан на принципах процессного подхода и цикла PDCA – все процессы строятся по вертикали. В о же время важно, чтобы весь через цикл по горизонтали проходил полный процесс (круг), элементы которого требуют контроля и управления.

Координация в ИСМ

Координация в ИСМ позволяет достигнуть максимальной синхронизации элементов, этапов для непрерывного функционирования системы.

По своей сути «координация» – это функция управления, представляющая собой процесс распределения деятельности сотрудников (их полномочий и ответственности) для обеспечения эффективного взаимодействия между собой различных частей/элементов менеджмента с целью выполнения поставленных задач. 

Разновидностями координационной деятельности бывают:

  • превентивная – процесс предвидения (прогнозирования) возможных проблем и ошибок;
  • устраняющая – направленная на устранение выявленных проблем;
  • регулирующая – обеспечивающая сохранность и функционирование существующей схемы
  • стимулирующая – улучшение менеджмента методом внедрения корректировочных мероприятий.

Для выполнения координации необходимо использовать документы СМК (аналитические материалы, отчеты и т.д.), результаты собраний, совещаний и специальные тех. средства связи.

Как проходят аудиты?

Аудит ИСМ бывает:

  • внутренним;
  • внешним (на этапе проведения инспекционного контроля).

Внутренний аудит проводят специалисты предприятия, которые были ранее назначены. При необходимости можно пригласить сторонних экспертов.

Целью внутреннего аудита является анализ порядка функционирования ИСМ и её соответствие установленным ранее требованиям. Особенности проверки/аудита функционирования подсистем руководство предприятия определяет самостоятельно.

Внешний аудит проводят эксперты органа по сертификации, который зарегистрирован сертификат ИСМ, на момент инспекционного контроля.

Сертификация ИСО – порядок оформления сертификата

По результатам аудита внедрения СМК оформляется сертификат ИСМ.

Этот документ является добровольным.

Для проведения сертификации предоставьте специалистам «EAC Audit»:

  • заполненную заявку;
  • сканы свидетельств ИНН/ОГРН;
  • коды видов деятельности по ОКВЭД (для производимой продукции – по ТН ВЭД/ОКПД2);
  • данные о ГОСТ, ТУ, технические условиях, технологических инструкциях и иных внутренних документах;
  • сведения о используемом оборудовании/технологиях; 
  • и другие документы, характеризующие деятельность предприятия.

Добровольный сертификат ИСО оформляется на 1 или 3 года.

Позвоните специалистам «EAC Audit» по телефону горячей линии или напишите онлайн на сайте для уточнения сроков и стоимости услуг по внедрению интегрированной системы менеджмента качества на предприятии.

Все консультации бесплатны.

ИСМ имеет ряд преимуществ, к которым относят:

  • уменьшение документооборота по сравнению с теми документами, которые формируются и ведутся при параллельном действии отдельных СМ;
  • устранение проблемы сложности взаимодействия отдельных аудиторов, которые проводят аудит нескольких действующих систем менеджмента;
  • устранение разобщенности, которая может присутствовать в случае использования нескольких СМК, внедряемых в компанию;
  • возможность контроля и корректировки отдельных аспектов деятельности компании в более короткие сроки по сравнению с компаниями, где внедрено несколько СМК.
  • повышение имиджа компании;
  • получение преимущества при намерении принимать участие в конкурентных процедурах;
  • увеличение шансов на поставку товара или оказание услуг в рамках выполнения государственного заказа.

ИСМ решает ряд задач. Их перечень будет зависеть от типа предприятия на которое она внедряется, особенностей его работы.

Основная цель – это совершенствование бизнес-процессов и корпоративных процедур компании. Это, в конечном итоге, позволяет наладить работу компании с минимальными потерями и обеспечить выпуск качественного продукта или оказания услуги, отвечающей нормативным требованиям.

Точные цели разработки и внедрения интегрированной СМ определяются руководством организации, для которой она будет использоваться. При необходимости сторонние специалисты, задействованные в процессе, помогают правильно сформировать их. Это помогает правильно выстроить саму систему и в дальнейшим даст возможность сократить перечень действий, выполняемых для корректировки ИСМ при выявлении ее несоответствий нормам стандарта.

Стоит обратить внимание, что для достижения целей важно не только правильно разработать систему, но и периодически актуализировать ее.

Регулирующий стандарт не ограничивает перечень и количество отдельных систем, которые будут входить в состав ИСМ. Это определяется исходя из:

  • сферы деятельности фирмы;
  • целей, которые организация хочет достичь;
  • задач, которые предприятие намерено решить за счет использования принципов ИСМ;
  • проблем, существующих на предприятии, и связанных с неправильной организацией рабочих процессов, взаимодействием отдельных подразделений.

Если говорить о востребованных СМ, которые чаще всего используют для внедрения интегрированной, это будут:

  • ИСО 9001;
  • СМ безопасности труда и охраны здоровья;
  • система экологического менеджмента.

С этой статьей также читают

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

алгоритм оформления

  • Заявка 1 Подать заявку
  • расчёт 2 рассчитать стоимость
  • договор 3 заключите договор
  • выполнение 4 1-2 дня на выполнение
  • согласование 5 проверка с клиентом
  • результат 6 получение документов
  • гарантии 7 укрепляем доверие
Кутлуева Елена Александровна
г. Екатеринбург
Написано 73 статей
Телефон: 88003020337