
Интегрированные системы менеджмента
Интегрированная система менеджмента (сокращенно – ИСМ) состоит сразу из нескольких самостоятельных систем менеджмента. Охватывает сразу несколько процессов (сфер деятельности) предприятия.
ИСМ должна отвечать требованиям и рекомендациям по стандартам:
- ИСО 9001;
- ИСО 14001 (экоменеджмент – СЭМ)
- охрана труда ГОСТ OHSAS 18001 (с апреля 2021 года вводится в действие ГОСТ Р ИСО 45001-2020);
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 (инфобезопаность);
- и иным.
Следует отметить, что интегрированная система не ограничиваться лишь наиболее востребованными СМК (в частности, согласно ИСО 9001, 14001 и 18001), она может быть построена на СМК, внедряемых по отдельным направлениям деятельности (например, на производстве мед.изделий может применяться ИСО 9001, 14001 и 18001 и ISO 13485-2017 и иные).
Для чего применяется интегрированная система менеджмента?
Преимуществами внедрения сразу нескольких стандартов ИСО по интегрированной системе менеджмента качества являются:
- устранение проблем, которые могут возникнуть при параллельном применении сразу нескольких СМК (исключается дублирование функций / полномочий);
- сокращение ресурсов для контроля порядка функционирования нескольких СМК, облегчение деятельности аудиторов и ответственных лиц за мониторинг рисков;
- разработка СМК с учетом специфики деятельности предприятия и поставленных целей, именно поэтому интегрированные системы подходят для любых компаний, независимо от сферы их деятельности;
- снижение производственных затрат (в частности, за счет оптимизации производства, уменьшении количества брака/отходов, повышения безопасности производственных процессов);
- обеспечение своевременного и всестороннего мониторинга для анализа рисков;
- создание репутации надежного производителя/исполнителя;
- обеспечение лояльности контролирующих органов в процессе проведения проверок (плановых и внеплановых);
- получение преимуществ в конкурентной борьбе – при участии в тендерах, взаимодействии с новыми партнерами, получении инвестиций и прочее;
Как внедрить ИСМ?
Первоначально необходимо провести анализ процессов производства на предприятии, а также существующих связей между отдельными этапами. Определяется объем документации, которую необходимо разработать.
После этого необходимо исключить процессы, которые могут дублировать друг друга и обеспечить их последовательное построение. По итогам внедрения проводится мониторинг и проверка функционирования отдельных этапов. Полученные данные обобщаются и, при необходимости – вносятся корректировки.
На окончательном этапе проводится аудит.
Также для функционирования ИСМ необходимо проводить регулярные мониторинг и контроль – для этого на предприятии назначаются ответственные лица (внутренние аудиторы).
Модель ИСМ
В зависимости от функционирования компании существует две модели СМК:
- адаптивная – одна система принимается за базовую (к примеру, СМК ИСО 9001), а остальные подсистемы выстраиваются постепенно, через определенный промежуток времени, что подходит компаниям, в которых уде используется какая-либо СМК;
- интегрированная (классическая) – подходит тем фирмам, которые ранее не внедряли / не использовали принципы СМК согласно стандартам ИСО.
Процесс построение и внедрения ИСМ основан на принципах процессного подхода и цикла PDCA – все процессы строятся по вертикали. В о же время важно, чтобы весь через цикл по горизонтали проходил полный процесс (круг), элементы которого требуют контроля и управления.
Координация в ИСМ
Координация в ИСМ позволяет достигнуть максимальной синхронизации элементов, этапов для непрерывного функционирования системы.
По своей сути «координация» – это функция управления, представляющая собой процесс распределения деятельности сотрудников (их полномочий и ответственности) для обеспечения эффективного взаимодействия между собой различных частей/элементов менеджмента с целью выполнения поставленных задач.
Разновидностями координационной деятельности бывают:
- превентивная – процесс предвидения (прогнозирования) возможных проблем и ошибок;
- устраняющая – направленная на устранение выявленных проблем;
- регулирующая – обеспечивающая сохранность и функционирование существующей схемы
- стимулирующая – улучшение менеджмента методом внедрения корректировочных мероприятий.
Для выполнения координации необходимо использовать документы СМК (аналитические материалы, отчеты и т.д.), результаты собраний, совещаний и специальные тех. средства связи.
Как проходят аудиты?
Аудит ИСМ бывает:
- внутренним;
- внешним (на этапе проведения инспекционного контроля).
Внутренний аудит проводят специалисты предприятия, которые были ранее назначены. При необходимости можно пригласить сторонних экспертов.
Целью внутреннего аудита является анализ порядка функционирования ИСМ и её соответствие установленным ранее требованиям. Особенности проверки/аудита функционирования подсистем руководство предприятия определяет самостоятельно.
Внешний аудит проводят эксперты органа по сертификации, который зарегистрирован сертификат ИСМ, на момент инспекционного контроля.
Сертификация ИСО – порядок оформления сертификата
По результатам аудита внедрения СМК оформляется сертификат ИСМ.
Этот документ является добровольным.
Для проведения сертификации предоставьте специалистам «EAC Audit»:
- заполненную заявку;
- сканы свидетельств ИНН/ОГРН;
- коды видов деятельности по ОКВЭД (для производимой продукции – по ТН ВЭД/ОКПД2);
- данные о ГОСТ, ТУ, технические условиях, технологических инструкциях и иных внутренних документах;
- сведения о используемом оборудовании/технологиях;
- и другие документы, характеризующие деятельность предприятия.
Добровольный сертификат ИСО оформляется на 1 или 3 года.
Позвоните специалистам «EAC Audit» по телефону горячей линии или напишите онлайн на сайте для уточнения сроков и стоимости услуг по внедрению интегрированной системы менеджмента качества на предприятии.
Все консультации бесплатны.
ИСМ имеет ряд преимуществ, к которым относят:
- уменьшение документооборота по сравнению с теми документами, которые формируются и ведутся при параллельном действии отдельных СМ;
- устранение проблемы сложности взаимодействия отдельных аудиторов, которые проводят аудит нескольких действующих систем менеджмента;
- устранение разобщенности, которая может присутствовать в случае использования нескольких СМК, внедряемых в компанию;
- возможность контроля и корректировки отдельных аспектов деятельности компании в более короткие сроки по сравнению с компаниями, где внедрено несколько СМК.
- повышение имиджа компании;
- получение преимущества при намерении принимать участие в конкурентных процедурах;
- увеличение шансов на поставку товара или оказание услуг в рамках выполнения государственного заказа.
ИСМ решает ряд задач. Их перечень будет зависеть от типа предприятия на которое она внедряется, особенностей его работы.
Основная цель – это совершенствование бизнес-процессов и корпоративных процедур компании. Это, в конечном итоге, позволяет наладить работу компании с минимальными потерями и обеспечить выпуск качественного продукта или оказания услуги, отвечающей нормативным требованиям.
Точные цели разработки и внедрения интегрированной СМ определяются руководством организации, для которой она будет использоваться. При необходимости сторонние специалисты, задействованные в процессе, помогают правильно сформировать их. Это помогает правильно выстроить саму систему и в дальнейшим даст возможность сократить перечень действий, выполняемых для корректировки ИСМ при выявлении ее несоответствий нормам стандарта.
Стоит обратить внимание, что для достижения целей важно не только правильно разработать систему, но и периодически актуализировать ее.
Регулирующий стандарт не ограничивает перечень и количество отдельных систем, которые будут входить в состав ИСМ. Это определяется исходя из:
- сферы деятельности фирмы;
- целей, которые организация хочет достичь;
- задач, которые предприятие намерено решить за счет использования принципов ИСМ;
- проблем, существующих на предприятии, и связанных с неправильной организацией рабочих процессов, взаимодействием отдельных подразделений.
Если говорить о востребованных СМ, которые чаще всего используют для внедрения интегрированной, это будут:
- ИСО 9001;
- СМ безопасности труда и охраны здоровья;
- система экологического менеджмента.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий