Сертификация ИСО
Сертификат ISO – это документ, подтверждающий соответствие системы менеджмента (далее – СМ), внедренной в компании, определенным стандартам группы ISO. Сертификация ИСО в России проводится только в добровольном порядке органами, аккредитованными в данной области. Несмотря на добровольный характер сертификата, его оформление повышает доверие клиентов и покупателей, что приводит к увеличению объемов продаж, расширению рынков сбыта.
Сертификат ИСО является показателем того, что предприятие заботится о качестве своей продукции или услуг, что положительно сказывается на имидже. Сертификация систем менеджмента предусматривает внедрение в деятельность организации эффективных методов управления, контроля. Оформить сертификат целесообразно компаниям, которые стремятся к развитию бизнеса и повышению конкурентоспособности как на российском, так и на международном рынке.
Какие бывают виды сертификатов ИСО?
Существуют различные стандарты серии ИСО, охватывающие все направления деятельности и отрасли. К наиболее распространенным относятся:
- ИСО 9001 – предусматривает внедрение СМК – системы, ориентированной на контроль и улучшение качества товаров или услуг;
- ИСО 14001 – заключается во внедрении экологического менеджмента, позволяющего сократить негативное влияние деятельности предприятия на состояние экологии;
- ИСО 45001 – контролирует безопасность рабочих условий и здоровье сотрудников предприятия;
- ИСО 22000 – устанавливает требования к системе контроля безопасности продовольственных продуктов на пищевых предприятиях, которая предусматривает выявление и оценку рисков влияющих на качество товаров;
- ИСО 13485 – система управления качеством на производстве изделий медицинского назначения;
- ИСО 22716 – по настоящему стандарту внедряют надлежащую производственную практику GMP в парфюмерно-косметической промышленности (в фармакологической сфере внедряется производственная практика GMP по стандарту ИСО 52249);
- ИСО 50001 – предусматривает внедрение в организации системы менеджмента энергетической эффективностью;
- ИСО 27001 – организация менеджмента информационной безопасности;
- ИСО 29001-2007 – применяется в нефтегазовой отрасли.
Каждый стандарт определяет требования к внедряемой СМ в зависимости от области применения и направления деятельности организации. Возможна сертификация интегрированных СМ (т. е. сразу нескольких систем менеджмента).
Особенности сертификации ISO
Получить сертификат соответствия ИСО можно после ряда проверок, в ходе которых эксперты оценивают и подтверждают, что внедренная СМ отвечает требованиям ISO. Для этого проводится аудиторская проверка, в ходе которой проверяют соответствие деятельности определенным критериям, установленным стандартами. Они отличаются для каждой отрасли. К общим из них относятся:
- документация, записи и разработанные мероприятия в рамках внедрения и сертификации СМ;
- эффективность функционирования СМ, ее соответствие профильному стандарту;
- правильность распределения зон ответственности и последовательности выполняемых процессов на предприятии;
- наличие человеческих, материально-технических ресурсов, программных продуктов, финансов и других ресурсов, необходимых для производства качественных товаров или оказания услуг;
- исполнение договорных обязательств перед контрагентами;
- квалификация, образование сотрудников;
- наличие системы контроля, своевременное выполнение корректировочных действий при выявлении несоответствий, устранение рисков и т. д.
Сертификация ISO – процедура добровольная, однако, внедрить систему менеджмента качества и безопасности обязаны некоторые отрасли, например, пищевая или фармацевтическая промышленность, а также предприятия, которые производят медицинские изделия. Сертификация проводится дополнительно для получения конкурентных преимуществ.
Узнать подробнее про документ
Что требуется для оформления сертификата?
Для получения сертификата ISO нужен следующий комплект документов:
- заявка с информацией о деятельности компании-заявителя;
- регистрационная документация организации (ИНН, ОГРН);
- ГОСТ, ТУ, СТО, иные нормативные документы, действующие в компании;
- штатное расписание с документами, подтверждающими образование сотрудников, их квалификацию;
- документы на внедряемую систему менеджмента (руководство, политику, определяющую цели компании в области качества, стратегии и т. д.);
- акты, прочие отчеты о проведении внутренних аудиторских проверок в компании;
- иное (по требованию).
В зависимости от направления деятельности компании и внедряемого стандарта, могут понадобиться и другие документы.
Этапы прохождения сертификации
Для получения сертификата компания должна пройти процедуру сертификации, которая состоит из следующих действий:
- Подготовка документов компании, в т. ч. подтверждающих соответствие внедренной СМ требованиям ISO.
- Аудит. Орган по сертификации проводит аудит деятельности, по результатам которого принимает решение о выдаче сертификата.
- Выдача сертификата – если СМ соответствует стандартам ISO.
Сертификат выдается на срок до 3 лет. По истечении срока действия сертификация проводится повторно. Один раз в год сертификационный орган проводит инспекционную проверку, направленную на контроль деятельности и эффективности функционирования СМ. Компания должна поддерживать и улучшать систему менеджмента. При выявлении несоответствий или нарушений в ходе инспекционного контроля действие сертификата может быть приостановлено или аннулировано.
Чтобы получить помощь в оформлении сертификата ISO, обратитесь в центр сертификации «EAC Audit» в Москве. Стоимость услуг зависит от масштаба компании, объема проверок. Узнать цену и сроки оформления сертификата можно во время консультаций экспертов, которые проводятся бесплатно.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий