Разработка нормативов допустимых выбросов (НДВ)
Такой расчетный показатель как норматив допустимых выбросов (далее - НДВ) отражает максимально разрешенное количество загрязняющих веществ (далее - ЗВ), сбрасываемых в воздух стационарными (постоянными) источниками предприятия без превышения санитарных норм. Он является составляющей комплекта обязательной экологической документации для компаний, деятельность которых влияет на окружающую среду (далее - ОС).

Разработка проекта НДВ производится для соблюдения законодательных норм, получения в уполномоченных органах обязательных разрешений на выбросы. Этот документ позволяет официально зафиксировать объем предельно допустимых воздействий (ПДВ), подтвердить, что они соответствуют требованиям законодательства.
Внимание! Без утвержденного проекта НДВ нельзя законно эксплуатировать имеющиеся источники (места) выбросов.
“Норматив” считается не просто расчетом — он формирует правовую основу работы компании в части защиты экологии. Он обеспечивает контроль за вредными / опасными выделяемыми компонентами, подлежащими нормированию, задает параметры, в пределах которых допускается воздействие на атмосферу.
Нормативно-правовая база для разработки НДВ
Правовые основания для осуществления расчетов, оформления норматива закреплены в российских нормативных актах, регулирующих вопросы охраны окружающего пространства, атмосферного воздуха.
Ключевыми из них являются:
-
ФЗ России № 96, который описывает положения о защите атмосферы. Он определяет требования к регулированию сброса ЗР, обязывает вести инвентаризацию загрязняющих источников, разрабатывать нормативы.
-
ФЗ № 7 - вводит требования по охране окружающей среды, устанавливает категории объектов негативного воздействия на нее (НВОС), указывает на необходимость составления НДВ с учетом категории.
-
Приказ Минприроды № 581. Этот акт утверждает методику расчета, структуру проекта НДВ. В нем описан порядок контроля фоновых концентраций, состав исходных данных, правила проведения расчетов.
-
ПП РФ № 2055. Определяет порядок оформления, продления разрешительной документации на сбросы ЗР в атмосферу.
Также при разработке проекта НДВ учитываются справочные данные, санитарные нормативы, методические указания, утвержденные федеральными органами. Основанием для выбора компонентов, подлежащих нормированию, служит перечень подконтрольных загрязняющих веществ, установленный РП № 1316-р.
Когда требуется разработка проекта НДВ
Проектная документация требуется компаниям, ИП, эксплуатирующим стационарные источники загрязнения воздуха. Обязательность расчетной процедуры зависит от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), установленной по результатам государственной классификации.
Категорийность и необходимость разработки НДВ:
-
I категория — предприятия с наибольшим уровнем экологической опасности. Для них проект НДВ разрабатывается обязательно, включается в состав комплекта документов, необходимых для получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР). В расчет включаются вещества I, II классов опасности.
-
II — объекты со средним уровнем воздействия. Проект НДВ разрабатывается как основание для подготовки декларации о воздействии на окружающую среду (далее - ДВОС).
-
III — организации с незначительным воздействием. Здесь нормируются выбросы веществ IV, V классов опасности. Документация оформляется при превышении установленных порогов.
-
IV — предприятия с минимальным экологическим влиянием. Если годовой объем выбросов не превышает 10 тонн, не содержит веществ, подлежащих обязательному нормированию, разработка проекта НДВ не требуется.
Также проект НДВ оформляется при строительстве новых объектов, модернизации оборудования, изменении производственного процесса или при переходе на иной режим работы, если это влияет на состав, объем выбросов.
Как разрабатывают НДВ
Во время процедуры руководствуются методикой, утвержденной Приказом Минприроды № 581. Расчетный процесс включает несколько последовательных этапов, требует подготовки точных исходной информации о компании, источниках загрязнения.
Основные действия:
-
Формирование технического задания. На этом этапе определяется объем работ, состав информации, необходимой для расчетов.
-
Проведение инвентаризации выбросов. Выполняется обследование всех стационарных источников, включая неработающие, законсервированные. Проводятся инструментальные измерения концентраций ЗВ на организованных источниках.
-
Сбор справочных данных. Получаются климатические, фоновые сведения в органах Росгидромета, анализируется состав выбросов, уточняется категория объекта по НВОС.
-
Расчет нормативов. Используются методики расчета рассеивания ЗВ, устанавливаются предельно допустимые значения сбрасываемых отходов с учетом санитарно-защитной зоны, фоновых показателей.
-
Согласование проекта. Получение санитарно-эпидемиологического заключения от Роспотребнадзора и, при необходимости, заключения других уполномоченных организаций.
-
Утверждение документа. После согласования проект представляется в Росприроднадзор или другое контролирующее ведомство.
Проект НДВ оформляется в виде отчетного документа, содержащего расчеты, графики, выводы, рекомендации по снижению выбросов в периоды неблагоприятных метеоусловий. На основе этого документа оформляется разрешение на выбросы.
Узнать подробнее про документ
Сроки оформления и актуализации НДВ
Составление проекта занимает в среднем от 4 до 9 месяцев. Продолжительность процедуры зависит от количества источников выбросов, объема исходных сведений, установленной категории объекта по НВОС, необходимости получения заключений от государственных органов.
Проект НДВ действует в течение 7 лет, если в этот период не происходят изменения, влияющие на объем / состав выбросов. Если меняются технологические процессы, устанавливается новое оборудование, реконструируются системы вентиляции либо происходит изменение режима работы источников, проект подлежит внеплановому пересмотру, актуализации.
Для объектов 1 категории, если отсутствует КЭР, возможно оформление временного разрешения на выбросы сроком на один год с возможностью продления при выполнении установленных мероприятий.
Актуализация проекта необходима также при изменении санитарных требований, методик расчета, либо по предписанию надзорных органов. В этом случае проводится повторный анализ, перерасчет норм с последующим согласованием обновленного проекта.
Кто разрабатывает нормативы выбросов
Процедуру проводят организации, обладающие необходимыми компетенциями, техническими ресурсами для выполнения расчетов, проведения инструментальных измерений. Такие центры должны иметь штат специалистов в области экологии, промышленной безопасности, санитарного нормирования, атмосферной защиты.
Исполнитель обязан ориентироваться на действующее природоохранное законодательство, методические документы, включая Приказ Минприроды № 581, а также использовать актуальные справочные данные, программные средства, допущенные к применению при расчетах распространения загрязняющих веществ.
В центре Eac Audit специалисты помогают в оформлении документации на всех этапах: от инвентаризации до получения обязательных санитарных заключений, утверждения проекта в контролирующих инстанциях.
Чем грозит отсутствие НДВ
Если компания работает без специального разрешения с указанием объема допустимых выбросов, но имеет стационарные источники загрязнения, это считается нарушением экологического законодательства.
Согласно статье 8.21 КоАП России, за несоблюдение требований установлены следующие штрафные санкции:
-
для компаний — до 250 000 рублей;
-
долж. лиц, индивидуальных предпринимателей — до 50 тыс. руб.
Контролирующие органы могут потребовать приостановить работу компании, эксплуатацию оборудования или производственного участка до устранения нарушения. Также возможно взыскание ущерба, причиненного окружающей среде, обязательное прохождение повторной государственной экологической экспертизы.
Предприятие, не имеющее актуального проекта НДВ, рискует не только штрафами, но и срывом договорных обязательств, особенно при взаимодействии с государственными, крупными корпоративными заказчиками. Также он является обязательным элементом при подготовке ряда других экологических документов, включается:
-
в проект КЭР;
-
ДВОС;
-
программу производственного экоконтроля (ПЭК);
-
план мероприятий по снижению выбросов при неблагоприятных метеоусловиях (НМУ).
Актуальность и корректность НДВ учитывается при внедрении системы экологического управления, соответствующей требованиям стандарта ИСО 14001.
Для реализации необходимых мероприятий обращайтесь в центр Eac Audit. Консультируем бесплатно.
Вопрос-Ответ
Чем отличаются НДВ и ПДВ?
Первая аббревиатура расшифровывается как норматив допустимых выбросов — это разрешенное количество загрязняющих веществ, которое организация может сбрасывать в атмосферу без превышения экологических требований. Они разрабатываются для оценки общего воздействия имеющихся постоянных источников загрязнения.
Предельно допустимые выбросы (ПДВ) — это заданные нормативные значения, устанавливаемые для каждого определенного места выброса с учетом его технических характеристик, условий распространения, фонового загрязнения воздуха.
Как определить категорию НВОС?
Установление осуществляется по ряду параметров: объему, составу выбрасываемых веществ, классу их опасности, типу деятельности предприятия, другим критериям. Категория присваивается на основании поданных данных, оформляется в виде свидетельства, выданного территориальным управлением Росприроднадзора. Это свидетельство подтверждает принадлежность объекта к I, II, III или IV категории, определяет объем требований к экологической документации.
Написать комментарии