Разработка паспорта антитеррористической безопасности
27.11.2024

Разработка паспорта антитеррористической безопасности

Процедура по разработке паспорта безопасности антитеррористической защищенности (далее АТЗ, ПАТЗ) предполагает оценку защиты объектов (строений, зданий, территорий) массового пребывания людей. Среди них помещения и другие места, где одновременно пребывает более 50 посетителей. 

Составление ПАТЗ позволяет повысить безопасность объектов с массовым нахождением людей и помочь оперативным подразделениям получить достоверные сведения о них во время различных чрезвычайных ситуаций (ЧЗ). Разберемся, когда и кому нужен АТЗ.

Что отражается в антитеррористическом паспорте

В данном справочно-информационном документе приводятся сведения о ключевых аспектах АТЗ (антитеррористической защищенности) заявленного объекта. В нем указывается:

  • общая информация о месте массового скопления граждан, включая площадь строения, адрес места нахождения;
  • данные о персонале либо арендаторах;
  • показатели риска природных явлений и техногенных катастроф;
  • перечень вероятных противоправных действий (поджог, нарушение работы коммуникаций, захват людей в заложники, пр.);
  • оценка последствий;
  • комплекс действий по обеспечению пожаробезопасности объекта, предупреждению ЧС;
  • иная информация. 

Антитеррористический паспорт является многостраничной брошюрой от 100 и более листов.

Когда нужна разработка паспорта антитеррористической безопасности

Составлять ПАТЗ должны объекты инфраструктуры с высоким потоком посетителей (более 50 граждан), а также организации, которые оказывают услуги гражданам. Объекты (территории) с массовым скоплением людей, независимо от ведомственной либо территориальной принадлежности, обязаны иметь защищенность от угроз терроризма.

Разрабатывать паспорт антитеррористический безопасности должны:

  • детские сады, учебные заведения, школы искусств университеты, специализированные образовательные учреждения и т. д.;
  • учреждения культуры ‒ цирки, театры, музеи, выставочные/концертные залы, библиотеки;
  • деловые и торговые центры;
  • крупные хостелы, гостиницы, отели;
  • бассейны, фитнес-клубы, стадионы;
  • медицинские учреждения;
  • рестораны, фастфуды, бары, кафе и прочие заведения общепита;
  • гипермаркеты, ярмарки, рынки;
  • религиозные организации;
  • заводы, фабрики и предприятия;
  • социальные центры.

Оформлять ПАТЗ должен собственник территории (объекта) самостоятельно либо обратившись в стороннюю организацию.

Законы, регулирующие разработку антитеррористического паспорта 

При оформлении ПАТЗ учитываются положения нормативно-правовой базы, включающую:

  • Приказ МЧС России № 484 ‒ содержит сведения о типовом паспорте безопасности территорий субъектов РФ;
  • ПП РФ (Постановление Правительства) № 176 ‒ прописывает требования к АТЗ культурных учреждений, форму, правила заполнения паспорта для таких объектов;
  • ПП РФ № 447 ‒ определяет критерии защищенности гостиниц от террористических атак;
  • Указ Президента РФ № 868 ‒ положения о Министерстве РФ в сфере защиты населения от ЧС и устранения последствий природных катастроф.

Паспорт АТЗ мест с высоким посещением посетителей позволяет организациям оценить вероятные последствия, урон от ЧС, установить уровень риска возникновения аварий и различных стихийных бедствий, подготовить комплекс превентивных мер (действий) по их устранению.

Особенности категорирования объектов

Безопасность строений или территорий от террористических нападений обеспечивают по установленным нормам, требованиям, принимая во внимание уровень угрозы совершения противоправных действий. Все места скопления граждан подлежат категорированию, им присваивается 1, 2 либо 3 категория опасности. 

При категорировании объектов большого скопления граждан учитывают несколько факторов:

  • уровень террористической опасности, исходящей от техногенных катастроф, стихийных бедствий либо терактов;
  • информация о здании, включая данные о его отнесении к наследию культуры народов РФ ‒ историческим и культурным памятникам;
  • определение потенциально опасных зон и критических элементов зданий/территорий;
  • оценка количества посетителей либо сотрудников, которым грозит гибель или опасность для здоровья из-за взрыва, перестрелки, поджога, захвата заложников на территории (объекте). Прогнозируемые показатели соответствуют пропускной способности места, количеству мест в зрительном зале, отраженных в проектных документах, либо численности граждан, одновременно присутствующих на объекте.

Места скопления граждан делят на категории опасности. Здания или территории относятся:

  • к 3 категории, если прогнозируемое количество жертв в результате террористического нападения составляет менее 50 граждан;
  • 2 категории, когда предполагаемое количество потерпевших из-за совершенного акта террора достигает от 50‒500 человек;
  • 1 категории, если ожидаемое число пострадавших вследствие теракта превышает 500 человек.

Эксплуатация объектов (территорий), которые посещает более 50 человек, допускается лишь при наличии ПАТЗ.

Узнать подробнее про документ

 

Паспорт антитеррористической безопасности для гостиничного бизнеса

Оформляется ПАТЗ организациями в сфере гостеприимства с учетом положений ПП РФ № 447. В данном нормативно-правовом акте утверждены критерии к антитеррористической защищенности средств размещения, в т. ч. гостиниц, а также формы паспорта АТЗ указанных объектов.

Гостиницы делят на четыре категории. К первой относятся средства размещения, на территории которых при совершении противоправных действий предполагаемое число жертв превысит 1 тыс. человек, ко второй ‒ количество пострадавших составит от 200 до 1 тыс. граждан, к третьей ‒ от 50‒200 человек, а к четвертой ‒ меньше 50.

Согласно ПП РФ № 447, владельцы гостиниц, кроме средств размещения 4 категории опасности, обязаны в течение 3 месяцев после их оценки и категорирования комиссией разработать ПАТЗ.

В паспорте безопасности гостиницы указываются:

  • данные о состоянии антитеррористической защищенности объекта, в которые входят служебные сведения ограниченного распространения; 
  • пометка «Для служебного пользования».

Разрабатывается паспорт АТЗ для гостиницы как текстовый документ с разными приложениями, которые выступают важной его составляющей. Составляют указанный документ в 3 экземплярах. Согласовывают его с руководителями Росгвардии по месту расположения средства размещения. Утверждает паспорт безопасности гостиницы ответственное лицо.

Какой период действия имеет ПАТЗ

Срок действия паспорта безопасности территории (объекта), как правило, составляет 5 лет. По истечении периода действия документа необходимо заново проводить актуализацию, т. е. вызывать комиссию на объект, составлять и согласовывать новый ПАТЗ.

Кроме этого, паспорт антитеррористической безопасности подлежит регулярному анализу и последующей актуализации (в случае необходимости), если:

  • изменились требования нормативно-правовых документов;
  • сменилось назначение объекта;
  • обнаружены нарушения или несоответствия во время плановых/внеплановых проверок контролирующими органами;
  • появление в непосредственной близости к зданию или в его границах новых объектов;
  • изменилась правовая форма, категория или название организации.

В Москве и регионах РФ эксперты центра сертификации “EAC AUDIT” окажут содействие в разработке паспорта безопасности территории (объекта). 

Ответственность за отсутствие ПАТЗ

Согласно ст. 20.35 КоАП РФ, нарушение критерий антитеррористической безопасности территорий (объектов) и религиозных организаций ‒ противоправное действие. За подобное правонарушение грозят штрафы:

  • организациям (юр.лицам) ‒ от 100 до 500 тыс. рублей;
  • должностным лицам ‒ от 30 до 50 тыс. рублей либо временная дисквалификация руководителя.

Выявлять нарушения и выписывать штрафы могут уполномоченные сотрудники МЧС, МВД, ФСБ и Росгвардии.

Комплект необходимой документации для составления ПАТЗ

Чтобы разработать и получить паспорт антитеррористической защищенности объекта (территории), нужно подать в наш центр заявление с пакетом документов. В него входят:

  • технический паспорт здания, помещения или территории;
  • данные о сфере деятельности организации;
  • сканы свидетельств ОГРН, ИНН;
  • документация о праве собственности объекта либо договор аренды.

Еще нужно предоставить информацию о площади объекта, планах эвакуации во время наступления ЧС или пожара, перечень инженерно-технических средств (заградительных сооружений, видеокамер, охранных систем, т. д.).

Процедура оформления паспорта безопасности объекта

Процесс составления ПАТЗ состоит из нескольких этапов, предполагающих выполнение ряда последовательных действий:

  • присвоение объекту категории опасности в зависимости от степени риска совершения террористического акта и его последствий;
  • обследование территории либо здания;
  • получение акта категорирования и обследования объекта, описывающий текущее состояние его антитеррористической безопасности (именно на основании данного документа составляется ПАТЗ);
  • составление паспорта АТЗ и его согласование с органами исполнительной власти (уполномоченными сотрудниками ФСБ, Росгвардии и полиции;
  • утверждение паспорта безопасности объекта должностным лицом организации.

Определяют категорию заявленного места (территории, помещения, здания), которое подлежит контролю, по уровню риска возникновения террор. атак на объекте и прогнозируемому числу человеческих жертв.

Обследование места большого скопления граждан осуществляет межведомственная комиссия. В ее составе участвуют организации, которые обеспечивают безопасность, представители правоохранительных органов и власти.

Цены на разработку ПАТЗ 

Стоимость составления паспорта зависит от категории территории (объекта) и его специфики.

Срок оформления ПАТЗ – 10 раб. дней после получения исходных данных. На согласование документа по закону уходит от 10‒30 дней в каждой инстанции (МЧС, Министерстве потребительского рынка, Росгвардии, ФСБ и других).

Дополнительные услуги, предоставляемые специалистами “EAC AUDIT”

Эксперты также помогут пройти сертификацию услуг. В ходе этой процедуры подтверждают, что оказываемые услуги безопасны и полностью соответствуют действующим стандартам.

Оценка соответствия видов деятельности осуществляется предпринимателями в добровольном порядке. Сертификат на услуги позволяет доказать клиентам или партнерам высокий уровень оказываемого сервиса, участвовать в тендерах и закупочных процедурах, вступить в саморегулируемую организацию (СРО).

Также можно провести оценку соответствия по техническому регламенту № 123-ФЗ. Документ свидетельствует, что производственный объект, помещение или здание соответствует нормам пожаростойкости. 

Более того, специалисты помогут разработать документацию системы управления качеством (СМК) и внедрить ее в работу предприятия по ГОСТ Р ИСО 9001. Еще окажем содействие в подготовке документов и внедрение интегрированной системы менеджмента по ГОСТ Р ISO 9001, 14001, 45001.

Организации и ИП (индивидуальные предприниматели) вправе оформить добровольный сертификат СМК. Документ гарантирует, что на предприятие функционирует система менеджмента, и помогает расширить каналы сбыта и сформировать положительный имидж компании.

Уточнить детали составления паспорта антитеррористической защищенности территории (объекта) можно на сайте через форму обратной связи или по телефону. Направляйте заявки, консультации в центр “EAC AUDIT” предоставляются бесплатно.

 

ВОПРОС-ОТВЕТ

Здравствуйте! Планируем выполнить пристрой к нашему объекту. Необходимо оформлять новый паспорт? Или можно внести изменения?

Если изменятся характеристики территории либо здания (сооружения), включая степень риска террористической опасности, паспорта безопасности нужно обновить с последующей корректировкой стоимости оформления.

Добрый день! У нас средства размещения, подскажите, каким ФЗ регламентирована разработка паспорта?

Разработка паспортов безопасности на средства размещения регламентирована ПП РФ от 14.04.2017 № 447.

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

Пильникова Виктория Константиновна
г. Екатеринбург
Написано 65 статей
Телефон: +78003020337