Свидетельство о государственной регистрации
Свидетельство о государственной регистрации (далее – СГР) – это разрешительный документ. Свидетельство санитарную безопасность определенных категорий продукции, ее соответствие нормам гигиены. Свидетельство СГР дает право законного обращения продукции.
Во время госрегистрации оценивается безопасность выпускаемых товаров для здоровья людей и окружающей среды. Свидетельство СГР оформляется Роспотребнадзором при условии, что соблюдены все требования законодательства, утвержденные в области санэпиднадзора.
Законодательная база, действующая в рамках свидетельства государственной регистрации
Свидетельство о государственной регистрации продукции – официальный документ, который выдают региональные органы Роспотребнадзора. Оформление свидетельства возможно после анализа образца продукта по разным показателям на основании экспертного заключения (ЭЗ). Для многих товаров государственная регистрация с оформлением свидетельства – процедура обязательная. Оформление документа требуется для подтверждения соответствия:
- единым санитарно-эпидемиологическим требованиям, которые утверждены Решением Комиссии ТС № 299;
- ТР ТС – некоторым тех. регламентам, подтверждающим безопасность товаров, которые выпускаются на рынки России и других стран-членов ЕАЭС (Таможенного Союза).
Выдача свидетельства СГР возможна после экспертизы образцов / проб продукта. Экспертиза проходит в лабораториях, имеющих соответствующие компетентность и аккредитацию.
Оформить СГР на продукцию необходимо, чтобы:
- подтвердить, что изделие соответствует нормам, установленным в области санэпиднадзора;
- обеспечить благоприятную эпидемиологическую обстановку в РФ и безопасность для здоровья населения;
- предотвратить поступление на рынок товаров, представляющих опасность для покупателей.
Отсутствие свидетельства СГР у изготовителя или импортера – серьезное правонарушение. За непрохождение государственной регистрации придется нести ответственность, которую устанавливает КоАП РФ. Штрафы для предприятий за отсутствие свидетельства могут достигать до 1 млн. руб. (в зависимости от вида степени тяжести нарушения закона и его последствий). Возможно изъятие из оборота продукции, не прошедшей государственную регистрацию, а также временная остановка производственной деятельности компании на срок до 90 суток.
Свидетельство государственной регистрации по Решению КТС № 299
Получение СГР по данному нормативному акту потребуется для следующих видов товаров:
- клеи, лаки, краски, прочие виды ЛКМ;
- смеси строительного предназначения;
- бытовая и промышленная химия;
- средства для полировки поверхностей, очищения стекол, чистящие, моющие гели, порошки;
- предметы, предназначенные для личной гигиены (салфетки, зубные щетки, прокладки, аналогичные товары);
- средства для дезинсекции, дезинфекции и дератизационных работ;
- дезодорированные освежители воздуха и др.
Полный список продукции, требующей государственной регистрации с дальнейшим получением свидетельства, содержится в Решении № 299.
Государственная регистрация по тех. регламентам ЕАЭС
Получить СГР на продукцию должны организации, если поставляемый на рынок товар регулирует один из тех. регламентов, требующий государственной регистрации. К примеру, оформление свидетельства СГР обязательно, если обращение изделий регулируют:
- ТР ТС 007/2011 – разные товары для детей младшего возраста (до 3 лет) – пустышки и молочные соски, детская посуда, гигиенические средства (ватные палочки, подгузники), одежда 1 слоя (соприкасающаяся с кожей ребенка);
- ТР ТС 009/2011 – косметика для перманентного макияжа, хим. завивки, окраски волос, осветления или защиты кожи, составы для депиляции, пилинга, средства интимной гигиены, крем, имеющие в составе наноматериалы, детская косметика;
- ТР ТС 021/2011 – продукция, изготавливаемая по новым технологиям, биодобавки (БАДы), продукты для детского, диетического питания, спортпитание;
- ТР ТС 027/2012 – продукты, относящиеся к категории спецпитания;
- ТР ЕАЭС 044/2017 – вода, реализуемая в упаковках (бутылях).
Для определенных товаров кроме оформления СГР в ряде случаев потребуется дополнительно оформить декларацию. Например, после получения свидетельства требуется оформление декларации на некоторые детские товары по ТР ТС 007/2011 или на стиральные порошки и моющие – по требованиям нац. законодательства РФ (т.е. по ПП РФ № 2425).
Паспорт безопасности на химическую продукцию
Выпуск в оборот любых продуктов, имеющих химический состав, требует не только государственной регистрации с получением свидетельства, но и разработки паспорта безопасности по ГОСТ 30333. Для экспортной и импортной торговли оформляется международный аналог – лист MSDS (SDS).
Паспорт безопасности содержит следующие сведения:
- данные о составе продукта, сфере использования, свойствах, характеристиках;
- риски и опасности, которые могут возникнуть в процессе использовании хим. продукта;
- возможные реакции при контакте с другими веществами;
- условия перевозки, хранения, применения по назначению;
- меры предосторожности, предупреждающие опасность в процессе применения вещества, СИЗ, которые нужно использовать при работе с ним;
- меры оказания помощи при попадании хим. вещества на кожный покров, слизистые или внутрь организма и т.д.
Также в документе содержатся иные сведения – их полный перечень указан в ГОСТ 30333. Без документа транспортировка и обращение химической продукции запрещены, поскольку паспорт предназначен для обеспечения безопасности потребителя при работе с веществом, его хранением, утилизацией остатков, перевозке. Также паспорт требуется для государственной регистрации хим. вещества.
Добровольная сертификация
После оформления СГР на продукцию возможна добровольная сертификация, которая позволяет получить разные преимущества в конкурентной борьбе на российском рынке. Добровольный вид оценки предусматривает проверку выбранных заявителем свойств и показателей на соответствия ГОСТу или ТУ (тех. условиям).
ТУ нужно разработать, если на товар отсутствует подходящий стандарт. Также целесообразна разработка ТУ, если нужно дополнить требования к продукции, поскольку ГОСТы содержат только общие требования.
Внутренний нормативный документ компании можно зарегистрировать – внести в федеральный реестр. Это обеспечит защиту от незаконного использования сторонними лицами без согласия изготовителя (владельца ТУ), а также присвоить тех. условиям статус документа по стандартизации.
Получение добровольного сертификата дает возможность:
- подтвердить соответствие выбранных характеристик стандарту;
- продемонстрировать качество изделий, выделить отличительные свойства создать имидж, сделать бренд узнаваемым;
- повысить объемы продаж, спрос на продукцию, расширить возможности сбыта;
- повысить шансы на сотрудничество с крупными компаниями, в т.ч. по итогам участия в тендерах, гос. закупках;
- укрепить доверие покупателей к качеству;
- решить прочие задачи в рамках маркетинговой стратегии компании.
Изготовители РФ могут оптимизировать процессы за счет внедрения и сертификации СМК – системы менеджмента, способствующей стабильному выпуску товаров надлежащего качества. Сертификация проходит в рамках аудита, в ходе которого подтверждается соответствие критериям ИСО 9001. Основанием для получения сертификата служат положительные результаты аудита.
С момента оформления добровольные сертификаты действительны один или три года.
Стоимость и срок действия СГР
Срок и стоимость услуги государственной регистрации в нашем центре представлены в таблице ниже.
Наименование услуги | Стоимость, руб. | Сроки оформления |
Свидетельство о государственной регистрации | от 40 000 | от 6 недель |
Экспертное заключение Роспотребнадзора | от 30 000 | от 3х недель |
Отказное письмо Роспотребнадзора | от 16 000 | от 30 дней |
Маркировка изделий, подлежащих государственной регистрации
Для производства и выпуска продукции в оборот потребуется не только получение свидетельства. Также нужны технические и эксплуатационные документы, маркировка. Текст этикетки проверяется в ходе сертификационных процедур в рамках государственной регистрации.
На этикетке указывается информация о продукте, его составе, особенностях использования по назначению, а также сведения об изготовителе. Также на маркировке может присутствовать товарный знак. Регистрация фирменного знака сделает бренд узнаваемым, дает иные преимущества, в т.ч. правовую защиту от использования без согласия правообладателя.
Штрих-код на маркировке требуется, если продукция будет реализовываться в магазинах, имеющих автоматизированный товарооборот. Можно зарегистрировать штрих-коды по своей инициативе, чтобы упростить учет товаров, обеспечить контроль их движения.
Некоторые товары, подлежащие государственной регистрации, проходят в обязательном порядке маркировку в нац. системе «Честный знак». Для их легального оборота предприниматель наносит на этикетку коды маркировки DataMatrix. Требования маркировки в «Честном Знаке» касаются биодобавок (БАД), молочных продуктов для детского питания, прочих товаров, для которых обязательно получение свидетельства.
Документы, требуемые для получения свидетельства государственной регистрации
Чтобы получить СГР, нужно подготовить документы для подачи Роспотребнадзор, а именно:
- заявление;
- нормативную документацию, по которой изготавливается продукт (ТУ, ГОСТ, СТО);
- тех. документацию на производство – технологические регламенты или инструкции (ТИ, ТР), рецептуры и др.;
- эксплуатационные документы – паспорт, руководство, инструкция по эксплуатации;
- паспорт / лист безопасности на химическую продукцию;
- макет этикетки;
- документацию, подтверждающие регистрацию заявителя в качестве юридического лица (ООО) или ИП: регистрационные данные ОГРН, свидетельство ИНН, выписка из государственного реестра (ЕГРЮЛ / ЕГРИП);
- договор аренды производственных площадей или свидетельство о праве собственности;
- протоколы с результатами лабораторных испытаний, акты, прочие отчеты о проведенных проверках и экспертизах.
Т.к. для лабораторных испытаний нужны пробы / образцы продукции, их нужно отобрать в соответствии с требованиями, установленными профильными стандартами. По итогам отбора составляется акт, который прилагается к комплекту обязательных документов.
Импортер может легально ввезти пробы / образцы для исследований на основании сопроводительного письма, которое выдает аккредитованная лаборатория или сертификационный орган.
Узнать подробнее про документ
Этапы оформления свидетельства государственной регистрации
Процедура государственной регистрации предусматривает стандартные действия:
- Заявитель готовит заявление, запрашиваемые документы, сведения о продукции, на которую требуется получение свидетельства СГР.
- Эксперт уполномоченного органа выполняет экспертизу документации и информации, представленных заявителем, идентифицирует объект оценки.
- После отбора проб (образцов) проводятся исследования продукта по показателям, установленным стандартами, регламентами. По результатам оценочных процедур составляются протоколы.
- Протоколы, прочая документация передаются в территориальный орган Роспотребнадзора для получения ЭЗ.
- При наличии положительного ЭЗ и протоколов о проведенных исследований Роспотребнадзор выполняет государственную регистрацию товара в реестре и выдает свидетельство СГР.
Получить свидетельство по ТР ТС можно не более чем на пять лет с момента регистрации в государственном реестре (если ТР ТС не предусматривает другие требования). По истечении пяти лет потребуется оформление нового свидетельства.
Получение свидетельства СГР на бессрочный период возможно при проведении государственной регистрации по Решению № 299.
Информация о выданных свидетельствах фиксируется в государственном едином реестре, находящемся в свободном доступе на сайте Роспотребнадзора. Статус СГР, легитимность документа могут проверить все заинтересованные стороны.
В некоторых случаях Роспотребнадзором может быть принято отрицательное решение – отказ в оформлении свидетельства. Отказано в получении СГР может быть по ряду причин, например:
- товар, который направлен на государственную регистрацию, не соответствует или противоречит установленным законодательно нормам (к примеру, при исследованиях выявлены несоответствия, отклонения от нормативов);
- документы переданы в Роспотребнадзор не в полном комплекте;
- сведения, предоставленные изготовителем / импортером, не отвечают действительности, неактуальные, недостоверные, неполные и не соответствуют нормам законодательства.
После того как нарушения и несоответствия устранены, заявитель может повторно подать документы для получения свидетельства.
Процесс государственной регистрации для оформления свидетельства многоэтапный и довольно длительный – может занять от двух до четырех недель. Содействие экспертов центра «EAC AUDIT» в Москве поможет избежать отказа в оформлении свидетельства СГР, напрасной траты времени и финансовых потерь.
Стоимость услуг по оформлению зависит от объема проверок и работ эксперта, вида и количества документации, требующей оформления. Консультации проводятся бесплатно, подавайте заявки.
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий