Сертификация для маркетплейсов
Сертификация товаров для маркетплейсов требуется для большинства изделий, реализуемых в РФ, как в оффлайн, так и в онлайн-формате, согласно действующим законам. Это означает, что продукция, подлежащая обязательной сертификации или декларированию в розничных торговых точках, также требует наличия разрешительной документации и при продажах через интернет.
С развитием цифровой торговли и увеличением количества онлайн-платформ требования к продукции, представленной на маркетплейсах (МП), стали ужесточаться. Большинство крупных МП, таких как Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет и другие, внедряют новые сервисы и механизмы, направленные на безопасность и законность продукции.
Одним из таких механизмов является интеграция маркетплейсов (МП) с реестрами сертификации, в частности, с Федеральной службой аккредитации (ФСА). С помощью взаимодействия с реестром ФСА МП могут автоматически проверять наличие и актуальность сертификатов и деклараций соответствия (СС и ДС) на продукцию, исключая возможность продажи товаров без необходимой разрешительной документации. Это способствует минимизации рисков для покупателей и повышению уровня доверия к платформам.
При размещении товара на МП продавцы обязаны предоставить документы, подтверждающие соответствие продукции существующим нормам. Это могут быть СС, ДС, свидетельства госрегистрации (СГР) и прочие разрешительные документы, в зависимости от типа товара.
В свою очередь, для продавцов это означает необходимость заблаговременной подготовки всей необходимой документации и тесного взаимодействия с органами сертификации для успешного размещения и реализации своей продукции на МП.
Виды документов, которые требуют маркетплейсы
Торговля через площадки электронной коммерции охватывает реализацию широкого ассортимента товаров, включая продукты питания, бытовую технику, одежду, косметику и т.п. В связи с этим важно учитывать, что для гарантий безопасности и качества в России предусмотрены две основные системы сертификации:
1. Техрегламенты Таможенного союза (ТР ТС или ТР ЕАЭС). Эти нормативные акты устанавливают требования безопасности и качества к продукции, выпускаемой на территории стран — участниц ЕАЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан). Примеры технических регламентов:
- 017/2011 — распространяется на одежду и текстильные изделия.
- 021/2011— регулирует требования к продовольственным товарам.
- 037/2016 — охватывает требования к бытовым и электронным приборам.
2. Система ГОСТ Р. Включает гос стандарты Российской Федерации (ГОСТ), применяемые для продукции, не попадающей под техрегламенты ЕАЭС. ГОСТ Р подтверждает соответствие товаров национальным требованиям качества, безопасности и другим нормативным показателям. Сертификация ГОСТ Р также может проводиться добровольно для повышения конкурентоспособности продукции на рынке. Основным нормативным актом, регулирующим порядок сертификации по системе ГОСТ Р, является ПП РФ № 2425 .
Основные виды разрешительной документации:
-
Сертификат соответствия. Выдается в случае, если продукция должна пройти обязательную сертификацию.
-
Декларация. Оформляется для продукции, подлежащей декларированию. Процедура проще по сравнению с сертификацией, но требует проведения лабораторных испытаний.
-
Свидетельство о госрегистрации (СГР) подтверждает безопасность продукции для человека и соответствие санитарно-гигиеническим требованиям.
Сертификация продукции для маркетплейсов гарантирует потребителю, что продукция прошла проверку и соответствует всем установленным нормам. Это, в свою очередь, снижает риски для предпринимателей и увеличивает доверие потребителей к товару.
Оформить документы могут как юридические лица, так и ИП.
На какую продукцию нужен сертификат/декларация
Тип документации зависит от особенностей продукции, таких как состав, назначение, а также коды ТН ВЭД и ОКПД2, под которые она попадает.
Так, например, обязательный СС нужен для:
- игрушек для детей,
- бытовой техники,
- нательного белья.
ДС получают на:
- пищевые продукты (кроме некоторых видов изделий, требующих СГР),
- промышленное оборудование,
- упаковочные материалы,
- верхнюю одежду и т.д.
Точно определить нужный документ помогут эксперты центра на бесплатной консультации.
Особенности сертификации
Кроме техрегламентов и стандартов существуют и другие нормативные акты, регулирующие безопасность товаров. Например:
- Закон №123-ФЗ устанавливает обязательные требования по пожарной безопасности для различных видов продукции, включая стройматериалы, мебель, электроприборы и иное оборудование. Соответствие товара требованиям пожарной безопасности подтверждается путем проведения сертификационных испытаний или оформления декларации о соответствии.
- Распоряжение Правительства РФ №3646-р. определяет список продукции, подлежащей обязательной оценке по пожарной безопасности (ПБ). В перечне указаны различные категории товаров, от отделочных материалов до кабельной продукции и техоборудования.
- Решение КТС №299 описывает группы товаров, для которых необходимо получение СГР. В их числе – косметика, средства гигиены, биологически активные добавки, бытовая химия и пр., влияющие на здоровье и безопасность потребителей.
Узнать подробнее про документ
Отказное письмо для маркетплейсов
Для самозанятых или юр.лиц, которые производят или продают товары, не попадающие под обязательную сертификацию, существует возможность оформления отказного письма.
Отказное письмо (ОП) — это документ, который подтверждает, что товар не подлежит обязательной сертификации или декларированию по установленным нормативам. Оно служит официальным подтверждением для контролирующих органов и контрагентов, что продукция не входит в перечень товаров, требующих обязательного подтверждения соответствия. Срок действия ОП не ограничен и действует до тех пор, пока не будут внесены изменения в действующее законодательство.
Маркировка для товаров на маркетплейсах: зачем нужна?
Большинство товаров, реализуемых на территории Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке в системе "Честный ЗНАК". Это инновационная платформа, позволяющая отслеживать движение продукции на всех этапах — от производства до конечного покупателя, обеспечивая прозрачность рынка и защиту потребителей от контрафакта.
Маркировка продукции в "Честном ЗНАКе" охватывает:
- Одежда, обувь и текстиль (включая постельное и столовое белье.
- Табачная продукция.
- Лекарственные препараты.
- Молочная продукция.
- Шины и покрышки.
- Парфюмерия.
- Фотоаппараты и лампы-вспышки.
- Бытовая техника и электроника.
- Ювелирные изделия.
- Велосипеды и велосипедные рамы.
- Легпром (включая верхнюю одежду и средства индивидуальной защиты).
Для нанесения маркировки на продукцию нужно предварительно получить все требуемые разрешительные документы. Только после этого возможно присвоение уникального кода маркировки. Код вносится в ЧЗ и становится частью контроля качества и безопасности товара на отечественном рынке.
Регистрация бренда
Регистрация товарного знака (ТЗ) — это важная юридическая процедура, которая защищает интеллектуальную собственность (ИС) компании и обеспечивает ей исключительное право на использование уникального наименования, логотипа или символа на территории, где зарегистрирован знак. Это позволяет владельцу товарного знака:
- Защищать бренд от незаконного использования.
- Гарантировать юридическую защиту.
- Повышать ценность компании.
- Обеспечить легальное использование в рекламе и продвижении.
- Расширять географию бизнеса.
- Предоставить право на использование символа .
Депонирование — это добровольная процедура, позволяющая зафиксировать существование файла на определенную дату. Этот способ подтверждения прав на ИС часто используется как доказательство в случае возникновения споров.
Какие объекты интеллектуальной собственности можно депонировать?
К депонированию подходят различные типы файлов, включая:
- Произведения (литературные, музыкальные, научные);
- Прототипы (чертежи, схемы);
- Логотипы и изображения (дизайн);
- Учебные материалы;
- Фотографии и видеофайлы;
- Сценарии;
- Программы для ЭВМ;
- Персонажи;
- Рецептуры и технологические разработки;
- Базы данных (включая клиентские);
- Материалы патентных заявок;
- Ноу-хау и коммерческую тайну;
- Фонограммы;
- Проектную документацию.
Категории депонирования
Вы можете депонировать объекты интеллектуальной собственности в одной из следующих категорий:
- Авторское право — охватывает произведения искусства, науки и литературы.
- Коммерческая тайна — включает ноу-хау, бизнес-процессы и сведения, имеющие коммерческую ценность.
- Промышленная собственность — касается изобретений, полезных моделей, промышленных образцов.
- Ноу-хау — уникальные знания и разработки, не подлежащие патентованию.
- Информация и сведения — данные, имеющие ценность для бизнеса или научных исследований.
Процедура депонирования позволяет защитить ваши права на объекты ИС и обеспечить доказательственную базу в случае возникновения споров.
Документы
Как правило, пакет документов для сертификации базовый:
- заявка,
- сканы ИНН, ОГРН, устав,
- техдокументация, этикетка,
- образцы товара для проведения исследований,
- контракт/инвойс при импорте,
- договор уполномоченного представителя,
- иное по запросу.
Этапы сертификации для маркетплейсов
Процедура состоит из следующих шагов:
- Обращение в Центр сертификации.
- Сбор и подача документов.
- Анализ полученных данных.
- Проведение испытаний.
- Изучение результатов и принятие решения о выдаче документа.
- Регистрация документа в реестре и передача его заказчику.
Срок действия
Срок действия СС/ДС по техрегламентам составляют от 1 до 5 лет, по национальному законодательству - 3 года. СГР действует бессрочно, но для некоторых продуктов срок ограничивается - 5 лет.
Штрафы
Отсутствие необходимых СС или ДС при продаже товаров чревато серьезными последствиями: наложением штрафов, временным прекращением деятельности организации или даже конфискацией продукции. МП в свою очередь блокирует карточки товаров и личный кабинет продавца.
Наличие же разрешительной документации подтверждает, что товар прошел необходимые проверки, и гарантирует его соответствие требованиям безопасности и качества.
Получить бесплатную консультацию и помощь в оформлении документов можно, оставив заявку на сайте! Эксперты также окажут содействие в регистрации в Честном Знаке, депонировании и сертификации “под ключ”!
Комментарии
Оставьте Ваш комментарий