06.08.2024

Сертификат ISO 22000

Сертификат ИСО 22000 подтверждает, что на предприятии внедрена СМБПП, соответствующая нормам указанного стандарта (идентичный документ международного уровня – ISO 22000). СМБПП – это система менеджмента безопасности продуктов питания, в основе которой лежат принципы HACCP (ХАССП).

Данный стандарт охватывает все стадии цепи поставок пищевой продукции. Чтобы подтвердить соответствие нормам ХАССП, проводится сертификация, после прохождения которой выдается сертификат ИСО 22000.

Что такое сертификат ИСО 22000 (ХАССП) и зачем нужен 

Внедрить нормы ХАССП обязаны все предприятия России, деятельность которых связана с производством и оборотом пищевых продуктов. Наличие системы ХАССП проверяют гос. органы в ходе плановых проверок организации.

Сертификация ИСО 22000 является оценочной процедурой, которую можно пройти на добровольной основе. За отсутствие сертификата штрафов не будет, однако оформление документа помогает компании продемонстрировать способность стабильно выпускать продукты надлежащего качества, безопасные для потребителя. Сертификация СМБПП (ХАССП) способствует эффективному управлению рисками, касающимися пищевой безопасности.

В РФ при работе с системой ХАССП (ИСО 22000) руководствуются двумя нормативными документами: ТР ТС 021/2011 и СанПиН 2.3/2.4.3590-20 — требования в области санэпидконтроля для организации работы заведений общепита.

Стандарт ИСО 22000 (ХАССП) базируется на риск-ориентированном подходе, что позволяет обнаруживать уязвимые места, препятствующие решению задач в сфере безопасности продуктов, предотвратить неблагоприятные последствия.

Методология ХАССП построена на выявлении, оценке опасностей, уязвимых мест в производстве пищевых продуктов. 

Сертификация ISO 22000 углубленно исследует все процессы, касающиеся выпуска безопасных товаров, подтверждает эффективность работы СМБПП, соблюдение норм ХАССП.

До прохождения сертификации требуется внедрение системы, основанной на концепции ХАССП, разработка необходимой документации, а также получение разрешительных документов на выпускаемые продовольственные товары. Для большинства продуктов обязательным документом, подтверждающим безопасность, является декларация.

Особенности оценки безопасности пищевых продуктов

Декларирование проводится по требованиям следующих тех. регламентов (ТР ТС / ЕАЭС):

  • 021/2011 – устанавливает нормы безопасности ко всем категориям продуктов продовольственной группы;
  • 023/2011 – регулирует безопасность соков;
  • 024/2011 – распространяется на продукцию, изготовленную на основании масла и жиров (растительных, животных);
  • 027/2012 – действует в отношении спец. питания;
  • 029/2012 – распространяется на ароматические, вкусовые и прочие добавки в пищу;
  • 033/2013 – действует в отношении молока, молокопродуктов;
  • 034/2013 – устанавливает нормы для мяса, мясопродуктов;
  • 040/2016 – контролирует рыбу, рыбные изделия;
  • 044/2017 – распространяется на питьевую (минеральную) воду;
  • 051/2021 – регулирует безопасность мяса сельскохозяйственной птицы, продуктов из него.

Для некоторых категорий продукции проводится не декларирование, а гос. регистрация. Процедуру проводит Роспотребнадзор в отношении детского, диетического питания, продуктов, изготовленных по новым технологиям и/или с ГМО. После успешной оценки предприятие получает свидетельство (СГР).

По желанию многие предприниматели оформляют сертификаты в добровольной системе на соответствие требованиям ГОСТ, тех. условий изготовителя (ТУ) и других НТД. Можно получить протоколы на отсутствие ГМО, сертификаты ЭКО, БИО и другие.

Также в ходе оценочных процедур проверяется соответствие маркировки правилам, установленным профильным документом – ТР ТС 022/2011. Упаковка пищевых продуктов должна соответствовать ТР ТС 005/2011.

На упаковке (этикетке) должны присутствовать все данные о составе продовольственного товара, его изготовителе, знак обращения в ЕАЭС (обозначается «ЕАС»), штрих-коды (если товар будет поставляться в крупные торговые сети и магазины).

Для некоторых пищевых продуктов, например, молочных, бутилированной воды в обязательном порядке требуется маркировка в системе «Честный Знак».

После прохождения обязательных процедур предприятие может провести независимый аудит и получить сертификат ИСО 22000 ХАССП.

Кому и зачем нужен сертификат ИСО 22000 (ХАССП)

Объект сертификации ИСО 22000 – основанная на нормах ХАССП система, позволяющая организовать безопасное производство и выпуск качественного продукта. Стандарт ИСО (ХАССП) определяет требования к СМБПП, которые могут применяться к любой организации пищепрома, независимо от размера или роли в цепи поставок.

Сертификация по стандарту ISO 22000 подтверждает соответствие СМБПП ряду требований, в т.ч. ХАССП, а также способность организации обеспечивать контроль всех стадий производства, от закупки сырья до продажи конечному потребителю.

При проведении аудита орган по сертификации оценивает соответствие СМБПП ряду требований, которые включают:

  • разработку и внедрение документированных процедур для всех этапов изготовления, хранения, доставки, реализации продуктов;
  • идентификацию и оценку опасных факторов, которые могут привести к порче или плохому качеству продукции;
  • принятие мер по контролю опасных факторов;
  • мониторинг СМБПП и внесение корректировочных действий в случае необходимости;
  • ведение записей о действиях, связанных с безопасностью продуктов и функционированием СМБПП.

Сертификат ISO 22000 может быть полезен для широкого круга организаций, связанных с изготовлением и оборотом продуктов, а также другими процессами, связанными с продовольственной продукцией:

  • компаниям-изготовителям (сертификат ХАССП увеличивает доверие к продукции, помогает выйти на новые рынки, повышает эффективность производства);
  • общепиту (создает имидж заведения, способствует привлечению новых клиентов, демонстрирует заботу о безопасности посетителей);
  • поставщикам продовольствия (сертификация ХАССП (ИСО 22000) укрепляет доверие со стороны крупных заказчиков, повышает шансы на получение заказов, выигрыш в тендерах, гос. закупках).

Сертификат ХАССП актуален для предприятий, которые желают развивать бизнес, повысить производительность за счет минимизации брака на производстве (некачественной продукции), претензий от покупателей. 

Получив сертификат ХАССП (ISO), изготовитель вправе зарегистрировать декларацию на 5 лет по схеме декларирования 6д, предусмотренной некоторыми пищевыми ТР ТС/ЕАЭС.

Отличие ИСО 22000 от ХАССП

Между ISO 22000 и ХАССП есть ряд существенных отличий, касающихся подхода.

ХАССП – это методология, которая фокусируется на идентификации, оценке, контроле опасных факторов на конкретных этапах пищевого производства.

ИСО 22000 – более комплексный стандарт, который охватывает не только СМБПП на предприятии, включая соблюдение принципов ХАССП, но и другие аспекты – управление рисками, ресурсами, непрерывное улучшение. ИСО 22000 включает принципы ХАССП, по которым контролируется наличие уязвимостей в производственном процессе.

В целом, соблюдение норм ХАССП можно рассматривать как основу для внедрения ИСО 22000.

Предприятия, которые уже внедрили систему ХАССП, как правило, имеют хорошую базу для сертификации по ИСО 22000. 

Альтернатива ИСО 22000 – сертификации FSSC 22000. Это схема аудита СМБПП, которая построена на критериях ISO. Модель FSSC 22000, применимая к организациям любой величины, участвующим в процессе изготовления и оборота продовольствия, в полной мере обеспечивает соблюдение норм ISO 22000, лежащих в ее базе.

Что входит в стандарт ИСО 22000

Сертификат ISO 22000 оформляется после оценки соблюдения компанией ряда принятых стандартом норм. В положения ISO входят требования, предъявляемые к руководству организации и ее сотрудникам:

  • понимание ожиданий покупателей в отношении качества товара (ориентированность на потребителя);
  • внедрение требований ХАССП, разработка документации в рамках СМБПП;
  • разработка планов, реализация мер, нацеленных на достижение поставленных задач по обеспечению безопасности продовольствия;
  • обеспечение ресурсами, требуемыми для поддержки работы СМБПП;
  • идентификация, анализ рисков, возможных в ходе изготовления продукта; 
  • разработка, внедрение корректирующих действий, предупреждающих мероприятий, нацеленных на минимизацию рисков, управление несоответствиями;
  • организация регулярных внутренних аудитов СМБПП, мониторинг и оценка эффективности работы системы, постоянное улучшение. 

Для обеспечения безопасности продуктов в стандарт входят и другие требования:

  • в производстве должно использоваться только исправное оборудование, соответствующее нормам санитарной безопасности;
  • коллектив компании, задействованный в производстве, должен быть обучен требованиям ХАССП, ИСО 22000;
  • сырье должно использоваться рационально, храниться в надлежащих условиях;
  • должны выполняться работы, предотвращающие загрязнение продукции (санобработка оборудования и инвентаря пищеблоков, поверхностей в производственных цехах, отсутствие грызунов, насекомых);
  • работники должны соблюдать правила санитарии и гигиены.

Чтобы оформить сертификат ИСО 22000, компания должна пройти комплексный независимый аудит, в ходе которого подтвердить, что деятельность и внедренная СМБПП удовлетворяет нормам ХАССП и ИСО 22000.

Узнать подробнее про документ

Документы для сертификации ISO (ХАССП)

Сертификацию выполняют органы, аккредитованные в данной области. Заявитель вправе обратиться за содействием в получении сертификата ИСО (ХАССП) к экспертам, направив заявку в центр сертификации «EACAUDIT». 

Для получения сертификата также требуется подготовить: 

  • документы, подтверждающие статус компании-заявителя (ИП или ЮЛ);
  • НТД, которую использует изготовитель: ГОСТ или собственные нормативы ТУ, СТО (разрабатывает предприятие при отсутствии подходящих ГОСТ, СТО / ТУ можно зарегистрировать для получения статуса документов по стандартизации);
  • ППК – программу контроля производства, содержащую мероприятия в рамках санэпидконтроля;
  • технологическую документацию на производство (ТР, ТТК, рецептуры);
  • штатное расписание с указанием кадрового состава и численности работников, их документы, подтверждающие квалификацию, соответствующее должности образование;
  • отчеты о проведенных внутренних аудиторских проверках, лабораторных исследованиях продуктов, анализе производственного состояния;
  • правоустанавливающая документация на производственные помещения, оборудование;
  • разрешительные документы на продукцию, добровольные сертификаты, прочее. 

Также изготовителям понадобится оформление пищевого допуска, протоколов на сроки годности продуктов, КБЖУ, дополнительные документы – их полный список формируется индивидуально.

Этапы получения сертификата ИСО 22000

Для оформления сертификата требуются следующие действия:

  1. Аудит документации предприятия.
  2. Обследование деятельности, после которого орган выносит решение об оформлении сертификата / отказе в выдаче (при несоответствии СМБПП нормам ИСО 22000). 
  3. Выдача заявителю сертификата ХАССП (при удовлетворительных показателях проверок).
  4. Сведения о документе вносятся в реестр системы, в которой проходила сертификация.
  5. Сертификат ISO считается действительным 3 года. По завершении данного периода сертификация проводится заново. На протяжении действия сертификата один раз в год орган, выдавший его, проводит инспекционный аудит.

Чтобы получить помощь в сертификации, можно заказать услуги в центре «EACAUDIT» в Москве.

Цены на сертификат ISO 22000 зависят от величины организации. Также на стоимость сертификата влияет объем работ специалистов.

Чтобы рассчитать цену, сроки оформления, направьте заявку. Проконсультируем бесплатно, обращайтесь.

Добрый день! Да, безусловно внедрение данного стандарта вам необходимо.

ХАССП используют везде, где готовят и потребляют пищу: в школах, детских садах и т.д. Внедрение системы осуществляем с нуля, начиная с аудита, разработки всех требуемых системой документов, обучения и заканчивая выдачей сертификата ГОСТ Р ИСО 22000. Работаем по всей России.

Законодательство РФ требует обязательного наличия системы ХАССП для каждой организации, которая производит продукты питания, хранит, продает, занимается их доставкой, реализует. Внедрение системы обеспечивает полный контроль приготовления пищи (изготовления товара) – от доставки продовольственного сырья в организацию до продажи готовых блюд / продукции.

С этой статьей также читают

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

алгоритм оформления

  • Заявка 1 Подать заявку
  • расчёт 2 рассчитать стоимость
  • договор 3 заключите договор
  • выполнение 4 1-2 дня на выполнение
  • согласование 5 проверка с клиентом
  • результат 6 получение документов
  • гарантии 7 укрепляем доверие
Кутлуева Елена Александровна
г. Екатеринбург
Написано 99 статей
Телефон: 88003020337