Лицензия на утилизацию
18.02.2025

Лицензия на утилизацию

Незаконная переработка или ликвидация опасного мусора в России влечет за собой наложение серьезных штрафов на нарушителей и даже изъятие орудий производства. Чтобы избежать негативных последствий, предприниматели, занимающиеся таким видом деятельности, обязаны получить лицензию на утилизацию отходов. 

Процесс оформления этого разрешения с помощью экспертов сертификационного центра «EAC AUDIT» пройдет оперативно, в рамках закона. 

Для каких целей нужна лицензия на утилизацию мусора

Под лицензирование подпадает деятельность по приему, перевозке, обработке, утилизации и хранению отходов I-IV классов опасности. Данное требование указано в п. 30 части 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011.

Лицензия на утилизацию отходов представляет собой специальное разрешение, позволяющее извлекать из мусора полезные вещества, повторно его применять либо использовать для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг. Оформлением такой документации занимаются органы Росприроднадзора.

Лицензия на утилизацию отработанных материалов и предметов нужна, чтобы предотвратить загрязнение экосистемы. Разрешительный документ подтверждает, что деятельность предприятия, занимающегося ликвидацией мусора, ответственно относится к окружающей среде и здоровью граждан. Кроме этого, наличие подобного разрешения дает возможность участвовать в государственных проектах и программах, связанных с переработкой опасных отходов. 

Лицензированные компании, как правило, проводят утилизацию:

  • архивов;
  • изъятых и невостребованных товаров;
  • музыкальных инструментов;
  • различного транспорта;
  • газовых и промышленных агрегатов;
  • мебели;
  • средств индивидуальной защиты;
  • одежды;
  • оргтехники.

Справка! Оформляется лицензия на переработку и ликвидацию мусора на бессрочный период, т. к. законодательством не предусмотрено ограничение ее срока действия.

Классификация отработанных предметов и веществ

Отходы подразделяют по степени негативного влияния на экосистему и здоровье граждан. Существует несколько классов опасности:

  • I ‒ наиболее опасный мусор, способный серьезно навредить природе и человеку. Это свинец и его соли, приборы с содержанием ртути, пестициды, предметы из асбеста и т. д.
  • II ‒ высокоопасные вещества, сильно воздействующие на окружающую среду. Сюда относятся аккумуляторные батареи, щелочи, кислоты, свинцовые опилки и прочее.
  • III ‒ отходы, оказывающие умеренное негативное воздействие на экологическую обстановку. Например, бальзамы, шампуни, бытовая химия, медь, цементная пыль, птичий помет и навоз.
  • IV ‒ малоопасные отработанные материалы и предметы, которые наносят незначительный урон природной среде, включая ковры, бытовую технику, полиэтилен, растительные масла и другие.

Медицинские отходы по степени потенциальной опасности делятся на классы А (нетоксичные), Б и В (эпидемиологически опасные), Г (токсикологически опасные), а также Д (радиоактивные).

Компании, в процессе деятельности которой образуется мусор, обязаны выполнять анализ непригодной техники для определения ее класса опасности. Ведь согласно ФЗ № 89 от 24 июня 1998 на отработанные предметы и материалы I‒IV классов юридические лица должны оформить паспорт отходов. Без предъявления этого документа, мусор на утилизацию у компании не примут.

Если появились вопросы, можете обратиться в наш центр сертификации за бесплатной консультацией. Поможем провести лабораторные исследования проб и оформить паспорт отходов. 

Штрафы за отсутствие специального разрешения на утилизационную деятельность

Ликвидация отходов без лицензии влечет за собой административное наказание. За такое противоправное действие по ч. 2 статьи 14.1 Кодекса РФ наложат штрафные санкции:

  • на граждан ‒ от 2 до 2,5 тыс. рублей;
  • на должностных лиц ‒ от 4 до 5 тыс. рублей;
  • на организации ‒ от 40 до 50 тыс. рублей.

Внимание! За утилизацию мусора без разрешительного документа еще могут конфисковать орудия производства, изготовленные товары и сырье.

Узнать подробнее про документ

Проведение технической экспертизы для списания техники

Перед утилизацией оборудования организации должны сначала снять его с баланса. Чтобы списать неисправную оргтехнику, выполняется техническая экспертиза работниками предприятия или сторонними специалистами. Оценка проводится по истечении срока эксплуатации оборудования, а также при его повреждении, моральном износе, утрате или выявлении серьезных неисправностей.

Экспертами сертификационного центра осуществляется диагностика техники, чтобы доказать ее непригодность к дальнейшему применению. После этого составляется на каждый экземпляр оборудования акт списания имущества.

При самостоятельном снятии устройства с баланса и проверки его состояния понадобится добровольный сертификат на услуги проведения тех. экспертизы.

Особенности процедуры оформления лицензии

Компании могут получить специальное разрешение на утилизацию отходов после обращения в центр сертификации (ЦС). Для этого нужно:

  • отправить заявку на оформление разрешительного документа на ликвидацию мусора;
  • заключить договор с ЦС. Специалисты сертификационного центра во время консультации рассчитают стоимость услуг;
  • сформировать и передать комплект необходимой документации;
  • получить лицензию на утилизацию.

Дополнительно поможем провести биотестирование мусора, оформить сертификат на услуги после лицензирования, внедрить на производство систему менеджмента качества.

Какие документы нужны для получения лицензии от Росприроднадзора

Для оформления специального разрешения на утилизационную деятельность понадобятся:

  • заявление на лицензирование;
  • вид работы;
  • внутренняя документация юридического лица;
  • перечень отходов, которые организация собирается ликвидировать (класс, наименование);
  • документы на помещения для обработки и хранения мусора (свидетельство о собственности/договор аренды);
  • санитарно-эпидемиологическое заключение, доказывающее, что используемый объект недвижимости соответствует санитарно-гигиеническим требованиям; 
  • разрешение на строительство или ввод применяемого помещения в эксплуатацию;
  • перечень имеющегося на балансе компании оборудования;
  • документы на специализированные автомобили для транспортирования отходов;
  • свидетельство на право работы с опасным мусором.

Еще понадобится копия квитанции, которая подтвердит уплату госпошлины.

Уточнить сведения по оформлению специального разрешения можно у специалистов «EAC AUDIT» по телефону или через форму обратной связи. Консультации предоставляются бесплатно.

 

Вопрос-Ответ

Какая документация понадобится для утилизации отработанных материалов и предметов V класса?

На потенциально опасный для природы мусор предприятиям необходимо обязательно получать паспорт отходов. Причем этот документ должен быть утвержден органом Росприроднадзора. 

Предметы, относящиеся к V классу, не представляют опасности для окружающей среды, поэтому на них не нужно оформлять паспорт. Тем не менее юр. лицу придется обратиться в лабораторию для проведения биотестирования отходов V класса.

Необходимо ли платить за сбор мусора, который в течение 11 месяцев не передавался на ликвидацию либо обезвреживание?

В случае накопления отходов для переработки или снижения их токсичности в течение 11 месяцев со дня образования платить за размещение не нужно (п. 8 ст. 23 ФЗ № 89). Накапливать мусор можно не более 11 месяцев до забора и вывоза их специализированной компанией.

Разрешено ли принимать на ликвидацию медицинские отходы?

Да. Перед утилизацией медицинских отходов классов Г и Д, к которым относится мебель и медтехника, заказчик должен самостоятельно выполнить их дезинфекцию.

С этой статьей также читают

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

Набиева Нина Васильевна
г. Екатеринбург
Написано 35 статей
Телефон: 88003020337