Паспорт безопасности химической продукции
31.10.2024

Паспорт безопасности химической продукции

Паспорт безопасности химической продукции (ПБ) — официальный документ с данными о возможных рисках хим. вещества, профилактики, способах обращения и хранения, действиях в случае аварий.

Настоящий документ разрабатывается и регистрируется по ГОСТ 30333 и обязателен для всех химических веществ, которые производят, импортируют или применяют в России.

Паспорт безопасности MSDS  - международный аналог российского ПБ. Его необходимо оформлять при международных торговых операциях.

Справка! MSDS, который используют на мировом уровне, не требует обязательной регистрации.

Паспорт безопасности химической продукции (ПБХВ) для веществ с высокой опасностью действителен до 3 лет, а со средней или низкой опасностью - до 5 лет. 

У международного листа MSDS нет строгих ограничений по периоду действия, но его необходимо корректировать при изменении состава или появлении обновленной информации, касающейся безопасности продукции.

Внимание! Штрафы за отсутствие ПБ и MSDS на хим. продукцию предусмотрены законодательством России. По ст. 14.43 КоАП РФ, за отсутствие обязательной документации на продукцию, включая ПБ, для юрлиц предусмотрен штраф от 100 тысяч до 300 тысяч руб. Возможно приостановление деятельности компании на срок до 3 месяцев. Должностные лица заплатят от 20 тысяч до 40 тысяч руб.

Методические указания по составлению паспортов безопасности химической продукции в России изложены в стандарте ПБ Р 50.1.102-2014. Документ регулирует структуру и содержание паспортов безопасности, устанавливает унифицированные правила их оформления. Он был утвержден Росстандартом в 2014 году, унифицирует процедуры разработки ПБ.

Классификация химической продукции

Существует две основные системы классификации продуктов химии: международная GHS (Globally Harmonized System) и российская система ГОСТ, основанная на GHS. 

Оба стандарта предусмотрены для оценки и маркировки химической продукции в зависимости от ее опасных свойств, чтобы обеспечить безопасность при использовании, хранении и транспортировке. Эти системы делят хим. вещества на аналогичные категории, включающие три основные группы рисков:

1. Физическая опасность (продукция, которая может вызывать физические повреждения или аварии):

  • взрывоопасные вещества;
  • легковоспламеняющиеся жидкости и газы;
  • вещества с окисляющим действием;
  • коррозионные материалы.

2. Опасность для здоровья (вещества, которые могут влиять на человека):

  • ядовитые вещества;
  • раздражающие;
  • канцерогенные, мутагенные, влияющие на репродукцию.

3. Вред для окружающей среды (хим. вещества, которые могут наносить вред экосистемам);

  • вредные для водных объектов;
  • загрязняющие почву и атмосферу.

Обе системы, GHS и ГОСТ, классифицируют хим. продукцию по одинаковым параметрам, обеспечивают унификацию стандартов безопасности на национальном и международном уровнях.

Сведения, которые содержатся в ПБ или MSDS

Паспорт безопасности химической продукции (ПБХВ) включает основную информацию о характеристиках вещества, потенциальной опасности и мерах предосторожности. Основные данные зафиксированы в ГОСТ 30333:

  • идентификационные данные: название продукта, информация об изготовителе, его адрес и контакты для оперативной связи с потребителем, органами контроля;
  • состав: компоненты вещества, процентное содержание каждого из них;
  • физико-химические характеристики: органолептические, плотность, температура кипения и плавления, уровень pH, растворимость в воде, а также устойчивость вещества и реакционная способность;
  • опасные свойства: взрывоопасность, воспламеняемость, токсичность, коррозионная активность. Здесь также приводится потенциальное влияние на здоровье — например, раздражение слизистых, кожи, органов дыхания;
  • меры предосторожности: рекомендации по применению, указываются способы защиты (перчатки, маски), правила хранения или перевозки для сокращения рисков;
  • первая помощь: рекомендации по оказанию первой помощи при контакте с веществом;
  • мероприятия по ликвидации загрязнений: описывают процедуры утилизации вещества, а также способы очистки загрязненных поверхностей в случае разлива или других инцидентов;
  • дополнительная информация: данные о международных стандартах, дополнительную спецификацию, связанную с безопасностью, или конкретные требования для определенных отраслей.

В документе указывается дата его оформления, а также рекомендации по подготовке сотрудников к работе с химической продукцией.

Перечень необходимых данных для включения в ПБ закреплен в соответствующем стандарте, регулирующем содержание и оформление таких документов.

Маркировка химических веществ

Маркировка этой продукции представляет краткую инструкцию для покупателей и содержит данные о названии, составе, характеристиках и категории опасности.

Основные цели маркировки:

  • оповещение о потенциальных рисках;
  • правила корректного использования продукта;
  • предотвращение несчастных случаев;
  • охрана окружающей среды.

Элементы маркировки содержат предупреждающие знаки (графические изображения, информирующие о взрывоопасности, токсичности и иных угрозах) и текстовые уведомления.

Маркировка должна быть читабельной и понятной.

Процедура оформления паспорта безопасности химической продукции

Создать паспорт безопасности или MSDS на химическое вещество можно самостоятельно. Но чтобы избежать неточностей и предотвратить возможные риски при взаимодействии с химической продукцией, предприниматели делегируют эту задачу специалистам.

ПБ или MSDS на хим. продукты разрабатывают аккредитованные сертификационные центры и экспертные организации, на основе данных, предоставленных производителем или импортером.

Чтобы оформить паспорт безопасности или MSDS, заявителю потребуется предоставить:

  • заполненную заявку в центр «EACAUDIT»;
  • информацию о продукте, его классификации по уровню опасности, составе и характеристиках;
  • сканы ИНН и ОГРН;
  • документы, на основании которых производят продукт (ГОСТ, ТУ);
  • свидетельство о госрегистрации и декларацию о соответствии, если продукт требует обязательного оформления.

Специалисты оценивают предоставленные сведения, включая химические и физические параметры продукта. На основании этой информации проводится контроль рисков и разрабатываются меры безопасности при обращении с продуктом. Создается макет ПБ или MSDS.

После утверждения заказчиком, российский паспорт безопасности проходит регистрацию, а MSDS выдается сразу.

Стоимость и сроки оформления паспорта

Цена и сроки подготовки паспорта безопасности или MSDS зависят от следующих факторов:

  • количества компонентов и их опасности;
  • необходимости регистрации в спец. реестрах (например, КИЦ СНГ);
  • оформления на нескольких языках (например, для экспорта).

Стоимость разработки паспорта безопасности в центре “EACAUDIT” составит 22 500 рублей, цена за регистрацию  - 45 000 рублей. Сможем оформить и паспорт MSDS, цена которого 23 000 рублей.

Для обычных химических продуктов разработка ПБ и MSDS может занять от 5 до 10 рабочих дней, а регистрация — 1 месяц.

Как получить паспорт безопасности на продукцию

Центр “EACAUDIT” поможет в разработке и регистрации паспорта безопасности химической продукции и MSDS. У нас есть аккредитация для оформления ПБ по российским и международным стандартам. 

Кроме  разработки паспорта безопасности химической продукции, центр предлагает такие услуги: оформление свидетельства о государственной регистрации (СГР), которое потребуется для регистрации ПБ, деклараций о соответствии ПП РФ 2425, сертификатов по ГОСТ Р ИСО 9001 и экспертных заключений, прочих документов.

Частые вопросы

Нужен ли паспорт безопасности на бытовую химию? 

Да, в соответствии с ГОСТ 30333 паспорт безопасности - обязательная часть технической документации на химическую продукцию, в том числе используемую в быту. После разработки паспорта его необходимо будет зарегистрировать. Сведения о зарегистрированных паспортах безопасности заносятся в базу данных "Регистр паспортов безопасности РФ и стран СНГ".

На какой период регистрируется паспорт безопасности? 

Срок действия паспорта зависит от категории опасности продукции. Для малоопасных материалов срок регистрации будет 5 лет, а для высокоопасных — 3 года.

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

Кутлуева Елена Александровна
г. Екатеринбург
Написано 99 статей
Телефон: 88003020337