26.11.2019

Кому нужна сертификация услуг

Целью сертификации является подтверждение, что товар или услуга соответствует определенным стандартам, нормативным требованиям. Получить сертификат в сфере обслуживания населения и организаций можно только в добровольном порядке. В России можно пройти оценку соответствия сервиса в независимых системах сертификации, по стандартам ГОСТ и ИСО.

Правила сертификации услуг в России

Зачем нужна сертификация в сфере оказания услуг, если это процедура носит добровольный характер? Наличие сертификата не только гарантирует:

  • что на момент проверки были соблюдены требования стандартов и нормативных актов;
  • что владелец сертифицированного бизнеса обеспечит неизменное качество сервиса, вне зависимости от количества клиентов;
  • что компания или предприниматель выполнил все обязательные требования по безопасности объектов (например, обеспечил соответствие санитарно-гигиеническим или пожарным правилам);
  • что владелец сертификата контролирует качество обслуживания, своевременно принимает меры реагирования по жалобам и предложениям посетителей.

Для оценки соответствия могут применяться добровольные системы сертификации (СДС), зарегистрированные в Росстандарте, общепринятые стандарты ИСО или их аналоги ГОСТ, национальные своды правил. Предприниматели могут сами выбирать, по каким стандартам и СДС проходить соответствие, какие виды услуг сертифицировать с выдачей разрешительных документов. Для отдельных сфер обслуживания разработаны и применяются профильные системы сертификации, когда проверка фактически носит обязательно-добровольный характер.

Наличие сертификата дает следующие преимущества

  1. Оптимизирует внутренние бизнес-процессы, снижает издержки, так как предприниматель переходит на современные технологии обслуживания, модернизирует оборудование.
  2. Повышает конкурентоспособность предприятия, дает дополнительное преимущество перед другими участниками рынка.
  3. Повышает деловую репутацию компании.
  4. Привлекать внимание клиентов, так как на наличие сертификата можно ссылаться при проведении рекламных акций, расширении бизнеса на новых территориях.

Это далеко не полный перечень преимуществ, которые получает сертифицированное предприятие. Подтвердив соответствие стандартам, компания снизит количество жалоб и замечаний, будет постоянно работать над улучшением сервиса. Все эти моменты являются залогом для успешного ведения бизнеса.

Кто может пройти процедуру

Проходить сертификационные процедуры могут любые компании и предприниматели, работающие в России, либо представительства иностранных предприятий. При подаче заявки нужно подтвердить факт регистрации в качестве юридического лица или ИП. Для этого нужно получить и представить лист записи ЕГРИП или ЕГРЮЛ, ИНН.

В ряде случаев оценка соответствия может являться обязательным условием для получения лицензий, вступления в саморегулируемые организации. Эти вопросы нужно уточнять в уставах и иных документах профильной СРО.

Порядок сертификации услуг

Добровольную проверку в сфере оказания услуг можно пройти через систему специализированных органов, имеющих государственную аккредитацию. Это гарантирует, что проверка условий оказания услуг будет выполнена объективно и достоверно. В ходе оценки соответствия проводятся следующие виды проверок:

  • изучения заявки, организационно-правовых и внутренних документов заявителя;
  • проведение предварительного сертификационного аудита на предмет готовности к оценке соответствия;
  • анализ надлежащих условий обслуживания клиентов, соблюдения требований ГОСТ к процедурам сервиса;
  • проверка квалификации, образования и навыков персонала (изучаются соответствующие документы, проводится тестирования и повышение квалификации);
  • изучение разрешительных документов на применяемое оборудование, инвентарь, продукцию (например, для использования большинства видов товаров требуется сертификат или декларация в системе технического регулирования или ГОСТ);
  • анализ системы менеджмента, т.е. проверка контроля за качеством сервиса на всех этапах работы с клиентами;
  • изучение порядка работы с жалобами, обращениями и предложениями клиентов, своевременности устранения претензий.

Точный перечень проверок и мероприятий может быть указан в документах на независимую систему сертификации. Это означает, что до выдачи разрешительного документа должны быть проведены все стадии оценки соответствия.

Решение о соответствии СДС или стандартам принимается по итогам инспекционного аудита. Результаты проверок отражаются в акте, после чего выдается сертификат. Сведения о выданном бланке передаются в реестры, поэтому их легальность могут проверить клиенты, контролирующие органы, любые заинтересованные лица. Срок действия добровольного сертификата составляет 3 года.

Если вы решили сертифицировать свой бизнес в сфере обслуживания населения и организаций, обращайтесь в центр "ЕАС Audit". Специалисты нашего центра готовы оказать комплексную помощь в оформлении всех необходимых документов. Мы предлагаем максимально выгодные условия сотрудничества, работаем со всеми системами и стандартами. Подробнее о порядке, срокам и стоимости прохождения проверок вы можете уточнить у наших специалистов. Звоните, по всем возникшим вопросам мы проконсультируем бесплатно!