пищевое производство
30.06.2020

ХАССП в промышленности

Hazard Analysis and Critical Control Points (сокращенно – НАССР или ХАССП) представляет собой комплекс документации направленную на повышение качества выпускаемого продукта. Система менеджмента безопасности пищевой промышленности (далее - СМБПП) позволяет предпринимателям оптимизировать производственные процессы, наладить выпуск готового продукта, отвечающего требованиям стандартов, регламентов. Использование принципов ХАССП актуально для предприятий, связанных с выпуском и реализаций продуктов питания.

Помощь в разработке системы, ее внедрении и проведении сертификации вы можете получить, обратившись к специалистам сертификационного центра «EAC Audit».

Особенности функционирования СМБПП

Суть функционирования ХАССП в промышленности заключается в установлении контрольных критических точек производства (ККТ). ККТ оказывают существенное влияние на качество готового продукта. Для каждой из установленных точек определяются нормативные пределы. При выходе параметра за установленный стандарт выпущенный товар уже не будет отвечать требованиям качества и безопасности. Чтобы контролировать параметры контрольных точек, разрабатывается система мониторинга.

За счет использования мониторинга риски сокращаются или полностью устраняются. Таким образом предприниматель получает на выходе качественный продукт, который проходит обязательную процедуру подтверждения соответствия требованиям ТР ТС.

Принципы СМБПП могут быть использованы предприятиями:

  • выпускающими пищевую продукцию;
  • занятыми в организации сбыта и непосредственной продаже продуктов питания;
  • занятыми в выращивании скота, птицы;
  • оказывающими услуги общественного питания
  • осуществляющими отдельные операции по переработке, упаковке продуктовых товаров.

Преимущества функционирования ХАССП

По результатам внедрения ХАССП предприниматель получает ряд преимуществ.

  1. Совершенствование процессов компании.
  2. Уменьшение количества бракованного товара.
  3. Повышение спроса на товар. За счет этого увеличивается количество заключенных на поставку договоров.
  4. Повышение шансов на победу в тендерах и государственных закупках.

По результатам внедрения СМК предпринимателю выдается сертификат. Документ служит подтверждением функционирования ХАССП на предприятии. Сертификат востребован в ходе подтверждения соответствия пищевых продуктов требованиям ТР. Без его наличия нельзя оформить декларацию на серийный выпуск с максимальным сроком действия – 5 лет.

Узнать подробнее про документ

Требования стандарта

Чтобы успешно пройти сертификацию, необходимо подтвердить, что предприятие пищевой промышленности отвечает принципам ХАССП, отраженным в стандарте. Для этого требуется:

  • проанализировать технологические процессы и выявить риски, негативно влияющие на качество готового продукта;
  • определить критические контрольные точки для каждой из технологических схем производства;
  • установить для каждой ККТ допустимые пределы;
  • разработать систему мониторинга и внедрить ее;
  • определить необходимость выполнения корректирующих действий и провести их;
  • разработать документацию, которая будет заполняться для поддержания функционирования системы.

В процессе внедрения СМБПП компания должна обеспечить ряд мероприятий.

  1. Соблюдение санитарных и гигиенических норм и правил.
  2. Организацию и проведение профилактических процедур.
  3. Соблюдение всех без исключения параметров технологических процессов.
  4. Использование оборудования, непосредственно предназначенного для выполнения технологических операций по переработке.

Документирование процедур

Один из важных моментов функционирования системы – документирование процедур. Предпринимателю потребуется внедрить документацию:

  • руководство по безопасности;
  • входной контроль поступающего сырья, вспомогательных материалов. В документацию входит также фиксирование наличие бумаг, свидетельствующих о качестве и безопасности готовой продукции;
  • программа контроля производства;
  • технологические процессы предприятия. В него входят технологические инструкции, рабочие инструкции по каждой из должностей штата;
  • прохождение медицинского осмотра. На предприятии ведут журнал допуска работников к выполнению обязанностей, график медицинских осмотров, журнал контроля заболеваний;
  • процедуры посещения сторонними лицами производственных площадей;
  • соблюдение сотрудниками компании установленных норм гигиены;
  • дезинфекция и мойка. Сюда относят планы проведения мероприятий, инструкции по проведению санитарной обработки, перечень применяемых санитарных средств. Ведется журнал, где учитывается работа специализированного оборудования;
  • отопление и кондиционирование. Это журналы контроля таких параметров, как влажность, температура;
  • работа канализации, обеспечение предприятия водой;
  • техническое обслуживание аппаратов и машин;
  • взаимное расположение помещений по приему, переработке, хранению готового продукта;
  • взаимное расположение вспомогательных и основных помещений;
  • проведение метрологического контроля применяемого на предприятии оборудования;
  • профессиональная подготовка персонала;
  • осуществление дератизации;
  • применяемый транспорт для доставки сырья, отгрузки готового товара;
  • контроль безопасности и качества готового продукта;
  • проведение лабораторного контроля сырья, ингредиентов;
  • порядок управления теми товарами, которые определены как несоответствующие качественным показателям.

Перечень документации для предоставления

Для запуска процедуры оформления заявитель должен предоставить пакет бумаг.

  1. Копии ИНН и свидетельства о регистрации заявителя.
  2. Информацию по компании, ее организационной структуре;
  3. Сведения по технологическим процессам, используемому оборудованию и т.д.;
  4. Данные по ассортиментному перечню выпускаемого товара.

Процедура будет включать:

  1. Прием заявки от предпринимателя.
  2. Предоставление заявителем документации, информации.
  3. Анализ деятельности предприятия.
  4. Составление плана внедрения ХАССП.
  5. Разработка документированных процедур.
  6. Внедрение СМБПП, проведение аудита.
  7. Выполнение при необходимости корректирующих действий.
  8. Обучение и назначение внутренних аудиторов.
  9. Определение соответствия требованиям стандарта (окончательный аудит).
  10. Оформление и регистрация сертификата, его получение клиентом.

С нашей помощью вы сможете внедрить СМБПП, которая будет полностью отвечать требованиям стандарта. При возникновении вопросов обращайтесь к экспертам центра «EAC Audit» – все консультации бесплатны!

С этой статьей также читают

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

Хроменко Елена Сергеевна
г. Екатеринбург
Написано 57 статей
Телефон: +78003020337