26.11.2019

Правила добровольной сертификации услуг

Сертифицировать можно не только товар, продукт или оборудование, но и предприятие и оказываемые им услуги. Для этого проводится оценка соответствия по независимым добровольным системам сертификации (СДС), стандартам ИСО или ГОСТ. Получение сертификата осуществляется по желанию предпринимателя или организации, а его наличие дает существенные преимущества для любого вида бизнеса.

Добровольная сертификация услуг

Целью сертификации является подтверждение, что качество сервиса для клиентов соответствует нормативным показателям. Оценивать такое соответствие можно по стандартам, прошедшим регистрацию в федеральной службе Росстандарта (ранее – Госстандарт). Предприниматель может сам выбрать, по каким направлениям пройти проверку, в том числе:

  • в отношении системы менеджмента качества, т.е. организацией контроля на всех этапах сервиса, от получения заявки клиента до рассмотрения возможных претензий;
  • в отношении деловой репутации, благонадежности компании;
  • по соответствию мест оказания услуг номам санитарной, пожарной, гигиенической и иной безопасности;
  • для оценки условий труда персонала, профессиональным и деловым навыкам сотрудников, их квалификации и образованию;
  • по наличию разрешительных документов на сырье, материалы, оборудование, инструменты;
  • для подтверждения, что предприятие заявителя соответствует показателям экологической безопасности.

Это далеко не полный перечень направлений, по которым можно заказать сертификационную процедуру и получить подтверждающий документ. В отдельных сферах деятельности наличие сертификата может являться обязательным условием для членства в СРО, получения лицензии, допуска для участия в государственных закупках и тендерах.

Порядок проведения сертификации работ и услуг, перечень обязательных проверок и нормативных требований, будет зависеть от выбранных стандартов. Пройти процедуру могут российские юридические лица и ИП, а оформить сертификат могут только аккредитованные органы.

Организация добровольной сертификации услуг

До обращения в аккредитованный орган нужно внедрить и приступить к использованию свода правил ГОСТ, ИСО, СДС. Для этого может потребоваться:

  • разработка или корректировка внутренней документации (положений, инструкций, уставов, регламентов);
  • распределение зон ответственности за контролем качества, изложение их в должностных инструкциях и приказах;
  • модернизация оборудования, переход на современные технологии обслуживания клиентов;
  • проведение косметического или капитального ремонта, перепланировок и переустройства, чтобы подтвердить соответствие требований к помещениям и объектам;
  • проведение оценки знаний и уровня подготовки персонала, организация обучения и повышения квалификации;
  • проведение иных мероприятий, в зависимости от выбранного стандарта.

Общий порядок проведения сертификации услуг определен Законом № 184-ФЗ. Заявитель может обратиться в любой специализированный центр, имеющий госаккредитацию. Кроме заявки и организационно-правовых документов, потребуются иные бланки и формы. Их перечень определяется по содержанию нормативной документации СДС, по видам и схемам сертификации.

Результаты мероприятий, проводимых аккредитованным центром, будут отражаться в актах, экспертных заключениях, протоколах испытаний, сертификатах. Информация о выданном сертификате передается в реестры, с которыми могут ознакомиться любые заинтересованные лица. Функционирование аккредитованных центров допускает оценку соответствия по надлежащим материалам и доказательствам, ранее полученных заявителем. Поэтому полученные документы можно использовать при подтверждении качества продукции, при обращении за лицензиями, в иных целях.

Каков срок использования документации?

Точный срок действия сертификата по СДС. ГОСТ или ИСО нужно уточнять в нормативной документации. Обычно добровольные разрешительные бланки выдаются на 3 года. В этот период будет проводиться инспекционный контроль для подтверждения сертификационных требований. Если предприятие отступило от нормативных показателей качества, перестало использовать СМК, нарушило иные предписания, действие сертификата может быть приостановлено или досрочно прекращено.

Каковы преимущества проведения?

Добровольный сертификат качества услуг можно использовать по собственному усмотрению, в том числе:

  • для повышения конкурентоспособности сервиса, деловой репутации и благонадежности компании;
  • для привлечения внимания потенциальных клиентов, выхода на новые рынки и территории;
  • для оптимизации бизнес-процессов, снижения внутренних издержек и количества поступающих жалоб, претензий, отказов;
  • для получения преимуществ при участии в госзакупках и тендерах.

Также на наличие разрешительного бланка можно ссылаться при проведении рекламных и маркетинговых акций.

Правила добровольной сертификации услуг

По заявке предпринимателя аккредитованный орган проведет предварительный аудит. Его целью является проверка, готово ли предприятие для основного инспекционного аудита. В ходе сертификационной процедуры будут выполнены следующие мероприятия и действия:

  • изучение внутренней, технической эксплуатационной и иной документации;
  • производственный контроль, т.е. фактическая оценка качества обслуживания, изучение бизнес-процессов, системы менеджмента;
  • проверка разрешительных документов на инструменты, сырье, оборудование;
  • оценка квалификации, знаний и навыков персонала;
  • анализ соответствия по обязательным требованиям к помещениям, объектам, иным местам размещения сервисных служб;
  • изучение регламентов работы по претензиям, жалобам и предложениям клиентов;
  • другие мероприятия и действия.

По итогам инспекционного аудита составляет акт о возможности выдачи сертификата. Одновременно заявителю передаются протоколы, заключения, иные бланки и формы, составленные в ходе проверок.

Если вашему бизнесу нужны дополнительные преимущества на рынке, заказывайте оценку соответствия через центр "ЕАС Audit". Наши специалисты окажут комплексное содействие в подготовке документации, быстром прохождении обязательных мероприятий. Мы гарантируем строгое соблюдение всех требований законодательных актов. Звоните или заполните на сайте форму обратной связи, по всем возникшим вопросам вы можете получить бесплатную консультацию!

Комментарии

    Комментарии отсутствуют

Оставьте Ваш комментарий

Кутлуева Елена Александровна
г. Екатеринбург
Написано 76 статей
Телефон: 88003020337