26.11.2019

Виды сертификации услуг

Сертификация услуг – это комплекс мероприятий по анализу соответствия оказываемых предприятием действий по удовлетворению запросов потребителей требованиям законодательства и других актов. По итогам экспертизы независимая организация выдает сертификат. Согласно действующей нормативной базе РФ проведение оценки качества и безопасности услуг носит добровольный характер. Однако, в ряде описанных ниже случаев для бизнеса необходима обязательная сертификация соответствия безопасности.

Основные виды сертификации услуг

Сервис разделяется на материальный, нематериальный и производственный. Виды сертификации услуг классифицируются исходя из такого деления, а для проведения экспертизы и оценок подбирается соответствующая схема. Виды услуг:

  1. Материальная – деятельность предприятия или организации по удовлетворению материальных потребностей клиента. Результат такой деятельности – это преобразованная продукция, товар или другой материальный предмет. Автосервис, ателье по пошиву одежды, обработка давальческого сырья, ремонт обуви, чистка вещей, продажа товаров относятся к материальному обслуживанию.
  2. Нематериальная – это деятельность исполнителя по удовлетворению спроса на социокультурные и иные потребности клиента. Объектом такой услуги является не материальный предмет, а сам потребитель. Основные направления: туристический бизнес, концертная деятельность, кинопрокат, театры, бани, бассейны, фитнес-центры, транспортное или медицинское обслуживание.
  3. Производственная – это удовлетворение запросов промышленных, торговых и иных предприятий. Примеры: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), проектирование, технологическое внедрение, пусконаладка. Такую деятельность называют «выполнением работ».

Нормативной базой для сертификации выступают утвержденные Госстандартом России Правила от 5 августа 1997 г. №17 и общероссийский классификатор ОК 002-93. В зависимости от вида сертификации работ и услуг также используются:

  • традиционные стандарты (ГОСТ, ГОСТ Р, СНиП, СанПиН, ТУ, технические регламенты ЕАЭС);
  • федеральные правила, утверждаемые Правительством РФ;
  • регламентация продажи отдельных видов товаров (алкоголя, сигарет);
  • правила работы точек общественного питания;
  • основные положения по эксплуатации автомобилей и другого транспорта;
  • другие действующие нормативные акты государственных органов.

Добровольная и обязательная сертификация

В большинстве случаев экспертиза проводится по инициативе предпринимателя, а наши сотрудники оказывают действенную помощь в быстром получении сертификата. Добровольная сертификация позволяет бизнесу:

  • повысить статус предприятия, увеличив доверие государственных органов, партнеров и клиентов;
  • закрепиться на рынке, повысив конкурентоспособность;
  • привлечь потенциальных инвесторов;
  • участвовать в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ;
  • выйти на рынки ЕАЭС и дальнего зарубежья.

Процедура сертификации проводится в следующей последовательности:

  1. подача заявки с описанием работ/услуг и реквизитами предприятия;
  2. выбирается сертификационная схема в случае принятия заявки;
  3. анализ соответствия нормативным и техническим требованиям;
  4. принятие решения о выдаче сертификата;
  5. периодический контроль в форме инспекции сертифицированного предприятия.

Наиболее важные этапы - это второй и третий, когда выбирается система (схема) экспертизы и проводится непосредственно анализ соответствия установленным требованиям. Содержание пакета предоставляемых документов зависит от выбранной схемы получения сертификата.

Разновидности сертификации

Виды сертификатов на работы и услуги зависят также от выбранной схемы экспертизы и методов ее проведения. Процесс оценки включает анализ выполняемых работ и обслуживания, затем проверяются конечные результаты. В актах отражается первая процедура, в протоколах испытаний – последняя. Применяется пять схем испытания:

  1. Оценка квалификации, навыков и мастерства исполнителя и проверка результатов. Применима к сфере торговли, общественного питания, ателье по пошиву одежды.
  2. Анализ технологии и технического процесса выполнения работ и обслуживания. Оценивается по критериям: нормативного соответствия, наличию программного обеспечения, методической базе, безопасности, подтверждения стабильности работы, профессионализма.
  3. Оценка и контроль состояния помещений, оборудования, производства. Используется при экспертизе производственных услуг.
  4. Оценка предприятия (менеджмент, репутация, масштаб и т.д.). Контроль соответствия требованиям. Обычно применяется для крупных ателье, торговых сетей: проверяется соответствие существующим стандартам, оснащенность материально-технической базой.
  5. Оценка системы контроля качества. Используется при экспертизе жизненно важного для человека обслуживания: пассажирского, медицинского, аптечного.

ЦС «EAC Audit» выгодно отличается содействием по широкому спектру видов сертификации работ и услуг, быстрым рассмотрением заявки, опытными экспертами. При обращении сотрудники ЦС бесплатно проконсультируют по интересующим вопросам.

Пильникова Виктория Константиновна
г. Екатеринбург
Написано 43 статей
Телефон: +78003020337